Премьер балетной труппы Михайловского театра, заслуженный артист России стал приглашенным главным балетмейстером в Башкирском государственном театре оперы и балета, где работает над премьерными постановками «Соседи. 1418» и «Конек-Горбунок».
Расскажите, как вы оказались в Уфе?
Мне предложили стать приглашенным балетмейстером в уфимском театре – и вот я здесь. Живу в Москве, сюда регулярно прилетаю на репетиции. Ранее я неоднократно выступал на местной сцене: например, участвовал в Международном фестивале балетного искусства им. Рудольфа Нуреева, выступал на гала-концерте в честь открытия 83-го театрального сезона. В 2019 году ставил балет-феерию «Конек-Горбунок». Сейчас мы работаем над постановкой «Соседи. 1418». Это двухактный балет, связанный с творчеством Дмитрия Шостаковича: первая часть посвящена любви, вторая – воспоминаниям о Великой Отечественной войне.
В уфимской балетной труппе много юных танцовщиков. Как по-вашему, кого-то из них ждет мировая известность?
Хотелось бы, чтобы всех. (Улыбается.) На самом деле в башкирском театре есть очень талантливые ребята. Но я считаю, что слава – не главное в нашем деле. Настоящий артист стремится к тому, чтобы качественно делать свою работу. А в погоне за популярностью легко докатиться до того, что я называю «плохим блогерством». Сложнее всего поставить классическую, добротную, понятную зрителю историю, в которой есть смысл и мораль. И очень легко – выйти на сцену в ластах и облить себя кефиром со словами: «Я автор, современный постановщик, я так вижу!». А что это значит? «Я вам не скажу». А для чего он это делает? Он и сам не знает. Таких режиссеров сейчас тьма, но печальная правда в том, что это не искусство: они бездарности, которые стремятся к эпатажу ради эпатажа.
Вы помните свою первую роль?
Я начал танцевать в четыре года… Наверное, это был гопак. А первая крупная партия – Базиль в «Дон-Кихоте» в Большом театре.
Что изменилось с тех пор?
Все. Во-первых, возраст. (Смеется.) Во-вторых, сейчас мне интереснее выступать в роли балетмейстера. Хотя во многом это одно и то же: поставить хороший балет может только тот, кто умеет танцевать. Но кое-что осталось неизменным: перед выходом на сцену я волнуюсь, как в первый раз.
И ученикам я всегда говорю: волноваться необходимо, это неотъемлемая часть нашей профессии.
Какую из своих партий вы любите больше всего?
Мне одинаково нравятся все роли. Вообще если актер делит партии на любимые и нелюбимые, как-то по-особому вживается в образ, проецирует персонажа на себя – он не профессионал. Если ты хороший артист, то просто идешь на сцену и играешь. Не пытаешься подражать кому-то, конкурировать. Лично я никого из коллег не воспринимаю как конкурентов: наоборот, восхищаюсь ими, люблю, уважаю их труд. Считаю, что конкуренции в балетной среде быть не должно: мы все разные, у каждого свой зритель.
К слову, о зрителе. Балет, как ни крути, искусство не для всех…
Это чушь! Я категорически не согласен с такой формулировкой. Балет – для всех! Просто нужно ходить на правильные постановки. Начинать не с условного «Лебединого озера», а с «Дон Кихота»: бравурная подача, эффектные танцы, зажигательная музыка – все это проще и понятнее для восприятия. А потом можно переходить к более сложным вещам.
В какой стране балет сейчас развивается лучше всего?
Однозначно в России. В России сейчас вообще лучше, чем где бы то ни было: в плане искусства мы впереди планеты всей. И во всем остальном тоже: для меня наша страна – единственный островок адекватности, место, где можно жить, развиваться, творить, растить детей.
Как вы думаете, ваша дочь будет заниматься балетом?
Это уж она сама решит. Ей четыре года, она очень активная, эмоциональная, артистичная. Думаю, мимо театра мы не пройдем – а уж какой это будет жанр, пусть выбирает самостоятельно.
Текст: Эльвира Галиева
Фото: Чарльз Томпсон
Комментарии (0)