18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Уфимский художник Олег Кайбышев: «Город надо украшать по-максимуму»

Если вы видели в Уфе огромные портреты Юрия Гагарина, Михаила Ферина или Мусы Гареева и задавались вопросом, кто их автор, то вот − Олег Кайбышев, художник и мастер стрит-арта. Узнали, почему его называли «вандалом» и закрашивали рисунки, а также о том, можно ли заработать на стрит-арте.

Как вы начали заниматься стрит-артом?
Еще в школе я увлекся граффити, но, в общем-то, это было хулиганством, хотя уже в те времена я смотрел на свои уличные рисунки с эстетической стороны. У нас было мало информации про граффити, мы не знали, что принято писать свои «ники», поэтому писали слова типа «start», «super», «underground» или имена друзей. А первый свой самостоятельный рисунок я сделал прямо на стене родной школы. Написал «4 sale», что переводится как «продается».

Где вы учились рисовать?
В школе в урну летели изрисованные мной и вырванные учителем листы дневника. Но рисовать я не учился, пока не поступил на художественно-графический факультет БГПУ. Именно там начал постигать азы живописи. И именно тогда в моих уличных рисунках проявился уклон в сторону сюжетных и персонажных изображений. Мое восприятие рисунка начало меняться. Однажды, капитально опоздав на лекцию Тахира Рафаэловича Кутлуярова (практикующий дизайнер, автор курса «Скетчинг» в школе Bohemica – прим. ред.), я застал его в коридоре и говорю, мол, вот эскиз по деревообработке, здесь изображен глаз. Он взял эскиз, повернул на 90 градусов и со словами: «А по-моему, это птица», – вернул его мне. И вот тогда у меня перещелкнуло. В общем, я рисую уже больше 15 лет и все еще чему-то учусь. 

Для чего вы рисуете картины?
Для меня это как воздух. Постоянно появляются новые идеи, и если не даю им выхода, то и жизнь начинаю плохо чувствовать. Я начинал как нелегальный художник – рисовал на улице, ходил на «заброшки». Но когда я начал своими рисунками что-то высказывать, мой внутренний цензор взбунтовался. Ведь не все, что мы делаем, несет положительную идею. Некоторые идеи могут быть деструктивны. Сейчас, десять лет спустя, я согласовываю свои рисунки с администрацией района и города.

Граффити «Ветераны

Граффити «Ветераны

Граффити «Ю. Гагарин

Граффити «Ю. Гагарин

Граффити «М. Гареев

Граффити «М. Гареев

Граффити «М. Ферин

Граффити «М. Ферин

А какие ваши работы были нелегальными? Есть что-то из известного?
Конечно! Помните «Привет» на остановке «Театр кукол»? Или «Обитателей Каменолесья»? Они, несмотря на любовь народа, считаются нелегальными. «Привет» закрасили очень быстро. Согласование помогло бы сохранить эти рисунки от «бафа» (закрашивания). Но это не является моей целью. После того как «Привет» или черепашку-ниндзя закрасили, люди не перестали их видеть. Ведь достаточно показать, что в конкретном месте может быть какой-то образ, и мозг уже не сможет выбросить его из головы. Это и есть первый шаг к тому, чтобы видеть необычное в обычном. К тому же я не боюсь, что рисунки закрасят, ведь есть такое явление, как граффити-хантинг: находятся профессиональные фотографы, которые охотятся за рисунками, снимают их и добавляют к себе в коллекцию, прежде чем граффити уничтожат. Помню, когда мы с художником Артуром Фазыловым рисовали матрешку в Подмосковье, я написал совершенно незнакомому человеку − граффити-хантеру − и он нашел время приехать из центра за МКАД, чтобы снять наш стрит-арт. А с учетом московского ритма жизни это много стоит.

Мы брали интервью у Паши Знага, который сказал, что портреты на стенах – это не уличное искусство. Вы, как их автор, как считаете?
Портреты на стенах – это традиционный формат рисунка, сложившийся исторически. Православное изобразительное искусство, в отличие от католического, состояло только из праздничных сюжетов. Таким же был и сталинский соцреализм. И современные монументальные портреты – это парадный праздничный формат, абсолютно понятный людям нашего культурного поля. О особенно такие портреты нравятся людям старшего поколения, которые ходят по тем же улицам, что и молодежь.

Я сам стал инициатором того, что в Уфе начали рисовать монументальные портреты на стенах домов. Очень долго отбивал пороги кабинетов чиновников и просил разрешение на рисование. Однажды меня выставил какой-то начальник, а через пару месяцев сам перезвонил, попросил приехать в городскую администрацию. Оказывается, поступила директива от бывшего Главы республики Рустэма Хамитова, который вдохновился, увидев, как художники на фестивале в Салавате расписали несколько торцов высотных зданий. В Уфе один фасад дали художнику Паше Знагу, а второй – мне. Так появились «Мадонна с младенцем» и «Гагарин».

Кстати, когда мы с Артуром Лукьяновым рисовали портрет Гагарина, я каждый день выходил на остановке «Улица Натальи Ковшовой» и поймал себя на мысли, что не знаю, кто это. Спрашивал местных жителей, но и они не знали. Тогда-то и появилась идея нарисовать и ее портрет, которую в дальнейшем отлично воплотил художник Артур Фазылов. Такие портреты помогают популяризовать значимых людей, чтобы о них не забыли. Именно поэтому я хочу в этом году нарисовать портрет Шаварша Карапетяна – это человек, не имеющий отношения к Уфе, но о его геройском подвиге должен знать каждый. Он − 11-кратный рекордсмен мира по подводному плаванию, который спас двадцать человек из утонувшего автобуса в Ереванском водохранилище.

Как считаете, город надо украшать разными рисунками или строго отбирать эскизы, а то «изрисуют непотребствами»?
Город надо украшать по-максимуму. У меня много проектов того, как это сделать, но не хватает времени ими заняться. Пару лет назад я получил разрешение на проект «Галерея «Урам», который предполагает размещение картины современных художников в пустых оконных нишах. На красной линии — картины профессионалов, а во дворах – студентов и любителей.  Начал реализовывать его минувшим летом вместе с заслуженным художником Василем Ханнановым. А еще летом участвовал в круглом столе в ГКЗ «Башкортостан», где художники (и музыканты) говорили о сложности завлечь людей на выставки и о нехватке самих выставочных пространств. Галерея «Урам» не только легко и лаконично решает обе эти проблемы, но и дает возможность начинающим художникам выставить свои работы для широкой публики, не уезжая для этого, например, в Санкт-Петербург.

А горожане? Рады, что вы дома разрисовываете?
Очень! Говорят, мол, был у нас дом простой, а теперь – элитный. Но были и конфликтные ситуации. Помню, несколько лет назад рисовали проект «Мы были большими, как время», в народе более известный как «Портреты ветеранов». Приехали с автовышкой на запланированный адрес и уже приготовились начать, как из подъезда выбежал мужчина и начал грозить полицией. Мы показали ему все документы и выяснили, что никакие рисунки ему не нужны, ведь какая-то рекламная фирма пообещала на этой стене повесить большой баннер и платить дому за него деньги. Я не стал конфликтовать, потому что люблю, когда мои работы появляются в благостной атмосфере. Поэтому мы срочно нашли другую высотную стену для рисунка. А баннер на том здании все же повесили через пару лет, но провисел он недолго.

Какой ваш основной принцип в рисовании?
Рисуй так, как будто нарисованное оживет. Помню, ко мне обратилась администрация Иглино с просьбой сделать к 9 мая монументальную роспись на Доме культуры. По замыслу чиновников, нужно было нарисовать историческое событие –  эшелон солдат, которые отправлялись на войну из Башкирии именно из Иглино. Я тогда отказался, именно по этой причине – а вдруг сбудется. Но предложил им другую идею – нарисовать «Поезд Победы», вернувшийся с войны. Они ее приняли, и я срисовал с работников местного ДК образы военных, со студентов театрального отделения Академии искусств – женщин и девушек, встречающих поезд.

Что хотите нарисовать в ближайшее время?
Несколько арт-обьектов. Не только на улице. Еще будут совместные проекты с видеографами,  потому что некоторые из этих арт-объектов будут понятны только на видео. Еще хочется успеть провести фестиваль граффити и стритарта. Но обо всем этом расскажу поподробнее, когда сделаю.

Есть ли будущее у стрит-арта в Уфе?
Я вижу огромный потенциал в направлении стрит-арта в нашем городе. Хочу, чтобы все процветало. И не надо ждать, пока условия изменится. Надо брать и менять все самим! Сейчас мы с единомышленниками собираемся в Музее современного искусства РБ имени Наиля Латфуллина. И это не только художники, но и любые творческие люди. А основной организатор – это музыкант Никитос Космос, который притягивает на нашу орбиту близких по духу и активных людей. Так же участвуем в мероприятиях «ПТУлья» в Черниковке. Приглашаю всех, кто хочет почувствовать атмосферу творчества. А еще мне нужны кураторы проектов, которые будут искать добровольцев и желающих приобщиться к искусству и изменить город. Мы сможем сделать город таким красивым, чтобы и гостям не стыдно было показать, и самим было приятно жить! Кстати, совсем скоро я планируют открыть школу граффити при Музее современного искусства, где буду рассказывать об истории уличного искусства и учить рисовать аэрозольными красками.

Текст: Владимир Скрипник
Фото: Личный архив Олега Кайбышева

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: