Паша Знаг – 24-летний граффити-художник из Уфы. Он известен своей работой «Мадонна с младенцем» на 11-этажном здании в микрорайоне Инорс. Также Паша украшает дома и заборы, расписывает каллиграфией женские тела и участвует в выставках современного искусства по всей России. |
Знаг – это ведь не твоя фамилия? Откуда появился этот псевдоним?
Да, я Дорофеев. В школе, когда все осваивали граффити, придумывали себе никнеймы из букв и рисовали их всюду, я использовал тег «ZNG». Когда я пришел к той стилистике, которую делаю сейчас, я подумал, что лучше писать это все на русском, и это сразу прижилось.
C чего началась твоя любовь к искусству? Помнишь, как начал рисовать?
Сколько себя помню, всегда рисовал. Мама всю жизнь преподавала начертательную геометрию, черчение. Папа раньше занимался берестой, делал из нее украшения, шкатулки, вкладыши для икон. Он до сих пор считается одним из лучших мастеров России. Я начал рисовать в 2009 или 2010 году – вся школа тогда занималась подобным. Перед уроками на заборе за школьным зданием мы рисовали большие буквы, придумывая себе никнеймы. Еще я учился в «художкке», хотел ее бросить – учеба надоела, но мама сказала мне: «Только попробуй не принеси диплом!» А первая моя масштабная работа была заказной. Уже и не вспомню, что это было, но за нее я получил деньги. Принес их домой, и мама больше по поводу моего «творчества» не ругалась.
Ты на всю страну прогремел благодаря граффити на обнаженных людях. Что тебе больше нравится: творить на телах или на стене?
Боди-артом я занимался просто для веселья. Мы собирались в студии, развлекались и рисовали прикольные штуки. Фотографу было интересно снимать, мне – рисовать, а девочкам − быть моделями. Я сделал то, что до этого в области граффити на теле никто не делал, вот и «прославился». Никакой коммерческой выгоды в этом увлечении не было. На чем больше нравится рисовать? Странный вопрос… Везде свои «приколы», но, на обнаженной женщине, конечно, приятнее. Думаю, буду продолжать заниматься боди-артом. Почему бы нет? Это же классно!
Какие условия есть для граффитистов в Уфе. Какие фестивали, тусовки, места?
В Уфе, на самом деле, ничего нет почти. Почти все конкурсы в городе делают ради галочки. Активности в городе нет: художники либо разъехались, либо перестали заниматься граффити. Раньше было круто, ты видишь классные работы и возникает спортивный интерес сделать лучше всех, начинаешь тянуться к более крутым и сильным, постоянно что-то новое появляется, а сейчас этого нет, скучно.
И чем ты развлекаешься?
Я в основном езжу на фестивали. Вот, несколько лет подряд ездил в Екатеринбург на фестиваль «Стенограффия», в прошлом году ездил на этот же фест в Ханты-Мансийск и Оренбург, этим летом, возможно, поеду в Омск или Москву. По сравнению с этими городами в плане развития арт-искусства Уфа находится на дне. Просто у нас в Уфе граффитистов почти не осталось. Вот ребята рисуют Жукова на улице Жукова, Гагарина на улице Гагарина, но я не считаю это чем-то интересным и вообще искусством не считаю. Ну, согласитесь, зачем что-то придумывать, если просто можно взять фотографию и перевести ее на стену.
Но ты недавно участвовал в выставке artufa.ru, где у тебя был отдельный зал. Разве это не показатель, что что-то делается в Уфе?
Когда организаторы отбирали творческих ребят на выставку, вспомнили обо мне и позвали. У меня не было отдельного зала, был угол, в котором я мог сделать все, что угодно. Я хотел создать работу в трех плоскостях, нарисовать оптическую иллюзию. Также две стены я взял под холсты. Какой-то конкретной идеи там не было, например, все холсты я почти импровизированно нарисовал. Мне хотелось сделать там свой мир, чтобы все работы перекликались друг с другом. Организована выставка была отлично, но я не могу сказать, что с этим проектом будет в будущем. К тому же, это не уличное искусство.
Как ты думаешь, что нужно изменить в Уфе, чтобы ситуация улучшилась?
Нужно менять систему. Сейчас эскиз должен пройти длинный путь согласования, начиная от представителя района, заканчивая городской администрацией. Рисовать большую работу без одобрения мэрии нельзя. Естественно, на этапе согласования чиновники могут много изменить в твоем рисунке. Пока к стрит-арту в нашем городе какое-то советское отношение. Если бы появился запрос на что-то необычное, я бы с радостью это сделал. А сейчас желание что-то делать разбивается о финансовые возможности. Если раньше баллон краски стоил 120 рублей, то теперь 250-300, в среднем на рисунок надо 5-6 тысяч рублей и просто выходить рисовать становится не выгодно.
Допустим, переломить позицию чиновников удастся. А что делать, если у одних художников – будет одно видение того, как должен выглядеть город, у других – другое.
Да ничего не делать. Просто, видимо, Уфа не созрела еще для больших крутых проектов, иначе такой вопрос бы не задавался. Рисование портретов на стене – это не искусство, хотя осуждать ребят, которые это делают, я не могут. И я не говорю, что буквы, которые рисуют на стенах – это круто, но это лучше. Ведь ребята выходят и рисуют то, что хотят, просто потому что им это нравится. Граффити − это изначально навязывание своего имени городу и не важно, нужно это кому-то или нет. Зачастую это вообще спорт или самопиар, но из этого иногда вырастают очень красивые и техничные вещи, которые радуют глаз, как в Европе, например, и это круто. Я уверен, что если будет меняться среда – будут меняться и люди. Все в этой жизни взаимосвязано.
Автор: Карина Мамаева
Комментарии (0)