Художница, член международной ассоциации изобразительных искусств, чьи работы хранятся по всему миру от Москвы до Нью-Йорка, получила премию имени Николая Пеганова в народном рейтинге «Любимые художники Башкирии».
Если посмотреть на вашу биографию, складывается впечатление, что вы свой путь нашли практически с детства и просто шли по нему. Неужели не было никаких соблазнов свернуть?
На самом деле, сначала я хотела быть балериной. Моя мама училась в хореографическом училище, но потом получила травму и не смогла продолжить, но она всю жизнь танцует. И я обожаю танцевать, люблю башкирский танец. Когда слышу музыку – вижу образы, и мне это очень помогает, кстати, в работе. Рисовала я, правда, всю жизнь. Это настолько мое, что когда долго не рисую, начинаю болеть, мучают мысли, что жизнь проходит зря. Мне очень повезло с первым педагогом в художественной школе, которая сказала: «Ты будешь известных художником». Я и не сопротивлялась, это стало моей мечтой. И чтобы воплотить ее в жизнь, в пятнадцать лет уехала из дома и поступила в педагогический.
Почему для этого надо было сбегать? Родители были против?
Родители боялись отпускать меня одну, знали, что мне никто не поможет, все придется делать самой.
Как они сейчас относятся к тому, что вы делаете?
Расскажу случай. У меня шла выставка в «Президент Отеле» – в ней были мои абстрактные работы серии «Объятья». И в том же отеле, только в другом помещении, находился боулинг, который я расписывала: люди на корабле, море – полный реализм. Так вот тогда я случайно услышала, как мой папа говорит балетмейстеру Хашиму Фатыховичу Мустаеву: «Ладно, она хоть внизу расписала нормально. А это что за мазня?» (Смеется.) Я уже к этому времени не обижалась на него, для него же живопись должна быть, как фотография.
В ваших картинах очень много метафоры, смысла, концепции, а так же башкирских национальных сюжетов. Вас вдохновляет эта земля?
Это мое детство. Чем больше я езжу, тем больше понимаю, что скучаю по детству в деревне, по дедушке и бабушке, от которой получила очень много, например, способность радоваться простым вещам, видеть красоту. У меня есть картина «Поиск дома»: в ней люди, куда бы не пошли и не поехали, даже в параллельные миры, оказываются со своими близкими, семьей. Для меня родной дом – это то, что всегда остается в сердце, где бы ты ни был.
А любовь к сюжетам с рыбами откуда?
Я очень азартный человек, люблю рыбачить и, где бы ни кинула удочку, мне обязательно что-нибудь попадется. Если говорить серьезно, рыба – это символ Христа, в мусульманстве – знак чистоты, по фэн-шую она – к деньгам, по соннику – к детям. Во всех интерпретациях рыба – очень положительный символ.
Расскажите немного о проекте, который вы сейчас делаете с фондом Спивакова.
Фонд Спивакова поддерживает одаренных детей. Недавно в республике прошел конкурс, по итогам которого выбрали сто четыре ребенка – музыканты и художники. Заниматься с музыкантами приезжают именитые исполнители из Тель-Авива, Парижа, Москвы. А я стала одной из тех, кто будет работать с художниками: мы будем не только учить их, но вместе ходить на экскурсии в академию искусств, музеи. Лично я хочу познакомить ребят с новыми материалами, чтобы раздвинуть их рамки творчества.
В 2015 году вы провели персональную выставку «Город у Белой реки» в Московском доме национальностей, а средства от продажи картин пожертвовали благотворительным фондам «Подари жизнь» и «Мархамат». Почему?
Я перенесла довольно серьезную болезнь. Когда лежала в больнице, сказала себе, что если получится выздороветь – буду помогать. Операцию делали в мой день рождения, то, что она прошла успешно, мне кажется, дарованным мне вторым шансом. Я, к сожалению, не миллионер, но стараюсь помогать всеми своими возможностями. Могу сказать, что, когда мы устраивали благотворительную выставку с Чулпан Хаматовой и Диной Корзун, все сложилось само собой. Как по цепочке встречались нужные люди, складывались все пазлы, будто нас вел кто-то. Впрочем, находились люди, которые меня критиковали. Сейчас я могу над этим смеяться, а тогда это было испытанием. Но и за это я благодарю Бога – наверное, это нужно, чтобы приземлять меня.
За все время вашего творческого пути вам, наверное, не раз приходилось сталкиваться с критикой. Как вы это переживаете?
Иногда на какое-то время я становлюсь скептиком, но долго в таком состоянии не могу быть. Все равно верю людям. В своих картинах даже сложные и тяжелые темы стараюсь показывать в позитиве. Даже смерть у меня в белых тонах, это о том, что и после нее есть жизнь. Я считаю, что люди грешат не просто так. Мы впадаем в слабости по каким-то внутренним причинам: из-за внутренних обид на что-то, потому что в детстве чего-то недополучили, потому что любви не хватает. Я думаю, нам всем не хватает именно любви.
Еще
Раушания Бадретдинова – член Союза художников России и РБ. Она – обладательница золотой медали в международном конкурсе New York Realism и золотой медали на биеннале художников Ars Incognita в Италии. В ее творческом активе художника более двадцати персональных выставок. Также Раушания создает авторскую линию одежды Rusha и воспитывает четверых детей.
Текст: Светлана Монхемиус
Фото: Евгений Кузнецов
Комментарии (0)