18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Звук вокруг: как устроен Музей музыки в Уфе и почему туда стоит сходить?

Ожившие фотографии, спрятанные видеоинсталляции и воспоминания оперного певца Федора Шаляпина – этим уже четыре месяца живет Музей музыки. Поговорили с председательницей Шаляпинского центра Еленой Замрий и старшей научной сотрудницей Анастасией Барановой о создании экспозиции, интерактивных экспонатах и научных достижениях.

Макет дома на ул. Гоголя, 1, где Федор Шаляпин снимал комнату

Макет дома на ул. Гоголя, 1, где Федор Шаляпин снимал комнату


Елена Замрий, председательница Шаляпинского центра

Как все начиналось?

У нас был путь длиной в 30 лет. Историю с музеем начала Галина Александровна Бельская, первый председатель Шаляпинского центра – она хотела открыть его в доме на Гоголя, 1, где Шаляпин снимал комнату. Но жильцов не устроил район, куда их хотели расселить, а потом весь процесс затянулся и заглох.

Я писала в правительство и мэрию, но услышали меня только в 2020 году, когда нас пригласили в правительство вместе с собором русских Башкортостана. Помог депутат горсовета Филюс Ишбулатов – он окончательно убедил власти, что городу нужен музей музыки имени Федора Ивановича Шаляпина.

Как формировали музейный фонд?

Годы, что мы ждали решения, прошли не зря – мы собирали документы, воспоминания, фотографии и формировали экспозицию музея. Сперва у нас было всего 200 зарегистрированных экспонатов, теперь – более 1000. Люди чуть ли не каждый день приносят предметы, которые пополняют музейный фонд.

Образы персонажей по эскизам Федора Шаляпина

Образы персонажей по эскизам Федора Шаляпина

Реквизит

Реквизит

Для музея выбрали дом купца Александра Соловьева, в соседнем здании находится музей полярников имени Альбанова. Почему именно это место?

Оба дома усадьбы купца Соловьева реставрировали вместе, но в соседнем музей открылся раньше. Мы видели, как выглядит дом, как все работает, поэтому согласились. Решение принимала власть, но я могу предположить, что проще работать в здании, которое уже отреставрировано. А еще рядом музеи Альбанова, Нестерова, Мажита Гафури – получается целый квартал, чтобы гости города знакомились с историей Уфы.

Не теряем надежды сделать музейным помещением и дом на Гоголя, С него начинается улица Шаляпина. Его все равно будут расселять, а у нас есть проект, чтобы сделать там центр приобщения молодежи к классическому искусству имени Федора Ивановича Шаляпина. 

Как проходила реконструкция?

Объекты культурного наследия под охраной государства, поэтому здесь нельзя было нарушать основные несущие конструкции. Оставили лепнину, дверные проемы, размеры дверей, но все перебрали, утеплили и осовременили. Мы только знакомились с этим зданием и думали, как на 146 квадратных метрах уместить огромную экспозицию.

Моя коллега Анастасия Баранова создавала единую концепцию, которой следовали строители и дизайнеры. Эта работа продолжалась около двух лет: надо было не только выдержать общий стиль, цветовую гамму и соотношение с эпохой, но еще и аккуратно вписать технологии.

Фотопортрет Федора Шаляпина с его дарственной подписью на французском языке

Фотопортрет Федора Шаляпина с его дарственной подписью на французском языке

Интерактивный киоск

Интерактивный киоск

Анастасия Баранова, старшая научная сотрудница Музея музыки им. Федора Шаляпина

Как придумали концепцию?

Я работала над тем, как музей будет вести посетителя, какая у этого будет логика и визуальная концепция. Мы встретились с компанией Display Art из Казани, вместе думали, как насытить экспозицию. Так прошло больше двух лет.

Немного расширили здание и сделали сквозной проход, чтобы экскурсионные группы не пересекались, а еще поменяли местами главную и пожарную двери, чтобы появилось дополнительное пространство.

В музее легко ориентироваться: сначала мы знакомимся с Уфой музыкальной, потом видим корабль, на котором приехал Федор Шаляпин, и комнату, где он жил. Далее – закулисье, афиши и истории, которые случались с ним в Уфе. Следом – гримерка, где Шаляпин сам создавал образ для выступления. Затем – коридор с портретами важных для него людей и небольшой концертный зал, где мы проводим музыкальные вечера.

Как мультимедийные экспонаты меняют восприятие зрителя?

Они помогают эффекту погружения. Мы соединили фотообои и экраны, которые незаметно встроены в стены. В первом зале так ожила фотография – для этого отдельно снимали людей в костюмах XIX века. Такой же прием рядом с макетом корабля тоже работает на погружение зрителя в историю.

Интерактивные киоски наполнены контентом – можно слушать музыку, читать исторические справки, смотреть фотографии. В зале, который играет роль закулисья, мы сконцентрировались на уфимских историях Шаляпина, и их тоже можно прочитать. Как он играл в пьесе «Синяя борода» и отрезал клок собственных волос, чтобы сделать из них бороду, или как во время дебюта на сцене за его спиной отодвинули стул. Последнюю историю мы визуализировали и спрятали внутри афишной тумбы. Пространства было мало, каждый метр нужно было насытить. К тому же хотелось не перегрузить зрителя, а увлечь его. Сейчас никого не удивят обычные тексты и фотографии, поэтому в новых музеях используют технологии настоящего, чтобы сохранить атмосферу прошлого. Я называю этот проект музеем-театром. Каждый новый зал – это новая декорация, новый звук, свет и история. Поэтому экспонаты будто растворяются и становятся интересным материалом для изучения.

Текст: Эвелина Манюхина

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: