18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Алия Ахмадуллина: «В ZAMAN MUSEUM мы ищем, как сделать искусство еще ближе и доступнее для уфимцев»

Директор посольства музея современного искусства ZAMAN MUSEUM прочно ассоциируется у нас со словами: «Люди. События. Искусство». Под ее руководством команда музея за 2023 год организовала восемь выставочных проектов, в рамках публичных и параллельных программ провела 101 событие, устроила первую кочевую арт-резиденцию «Стоянка». Так, благодаря проектам команды, музей был отмечен двумя номинациями в федеральных конкурсах: ZAMAN MUSEUM стал победителем ежегодной программы Фонда Cosmoscow как «Институция года» и вошел в шорт-лист премии «Сделано в России» в номинации «Городская среда».

Алия Ахмадуллина – лауреат нашей премии «ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» – 2024 в номинации «Уфа будущего».

Алия Ахмадуллина

Алия Ахмадуллина

Иной раз кажется, что из Уфы все уезжают – кто в Москву, кто в Петербург. Вы же, наоборот, вернулись. Как это вышло?

Да, я несколько лет жила в Петербурге – но даже при том, что рядом были близкие люди, при всей красоте вокруг чувствовала себя одиноко: не хватало нашей уфимской теплоты, что ли. Для меня самое крутое в Уфе – это люди! К примеру, у нас много низовых инициатив – по сравнению с той же Казанью, где большую часть городских активностей организуют и поддерживают локальные власти. В 2012 году, когда я организовывала первые мероприятия, вообще никому не было дела до городских сообществ, активистов.

Это открывало огромный простор для деятельности: с разными командами мы запускали множество проектов, пробовали разные форматы, взаимодействовали с аудиториями. Тогда не было музыкальных и гастрономических фестивалей, дизайн-маркетов: мы по крупицам собирали сообщества гастроэнтузиастов, дизайнеров, ремесленников, творческих людей. Уфимцы, тогда еще не избалованные, с радостью посещали наши мероприятия – и часто звучало: «Так круто, как будто не в Уфе». А мы хотели, чтобы именно в Уфе было так круто! В общем, у меня какая-то особенная любовь к этому городу: я хочу развиваться в нем, развивать его.

Когда началась ваша история с ZAMAN MUSEUM?

В 2021 году я управляла отделом продвижения и коммуникаций в Институте развития городов Башкортостана. В то время создатель ZAMAN MUSEUM активно занимался архитектурной концепцией музея. Для знакомства с проектом в Уфу приехала команда музея современного искусства «Гараж». Они попросили Марата Марсовича устроить для них встречу с уфимским арт-сообществом – и тот позвонил мне со словами: «Ты же всех в Уфе знаешь – помоги собрать творческих людей». Окей, говорю, а какой срок? «Ну, за два часа успеешь?» И я такая – ого! (Смеется.) Но в итоге все получилось. И тогда, на этой встрече, директор «Гаража» сказал Марату Марсовичу: обратите внимание, Алия – готовый менеджер для будущего музея. Не знаю, как он разглядел во мне задатки будущего управленца…

Разглядел правильно!

Я тогда подумала, что всю жизнь готовилась именно к тому, чтобы заниматься музеем. (Смеется.)

У нас нет четко прописанных стандартов – мы просто делаем то, что нам интересно, и даем себе право на ошибки
Команда посольства музея современного искусства ZAMAN MUSEUM

Команда посольства музея современного искусства ZAMAN MUSEUM

Открытие выставки «раздватричетырепять»

Открытие выставки «раздватричетырепять»

Художник Сергей Орлов на открытии своей персональной выставки Transormation

Художник Сергей Орлов на открытии своей персональной выставки Transormation

Экспозиция выставки Сергея Орлова Transormation

Экспозиция выставки Сергея Орлова Transormation

Но изначально вы учились в Нефтяном университете?

У меня два высших образования: я инженер-механик нефтегазовых промыслов и менеджер нефтегазового бизнеса. До тридцати лет работала по специальности, но в какой-то момент осознала: меня больше не устраивает ходить в офис – есть вещи, которые гораздо интереснее. Мой профессиональный путь был достаточно извилистым, много раз приходилось выбирать: делать как легче – или как хочется? Уже десять лет я выбираю «как хочется».

Что вас поддерживает в этом выборе?

Я не хочу жить не своей жизнью. Сейчас, конечно, многие вещи даются мне легко: наработан опыт, связи, компетенции. А тогда, десять лет назад, кем я была? Юной девочкой, которая окончила УГНТУ и работает в нефтянке. Без связей, без имени. Но когда делаешь то, что тебе интересно, весь мир тебе помогает, поддерживает. Это вопрос выбора и инициативности. Мне очень нравится то, что мы с командой музея создаем сейчас в рамках проекта ZAMAN MUSEUM: вижу в этом большой смысл не только для себя, но и для Уфы, республики, всего Урало-Поволжья.

В ZAMAN MUSEUM происходит невероятное количество событий – и среди них ни одного проходного. Как удается держать планку крутости?

Мне сложно ответить на этот вопрос… У нас нет четко прописанных стандартов – мы просто делаем то, что нам интересно, и даем себе право на ошибки. Трепетно относимся и к нашему зрителю, и к художникам, и к сотрудникам. Все люди в команде – максимально разные, со своим опытом, взглядами, интересами, и каждый проект – он и про нас самих в том числе. Вместе мы экспериментируем, осваиваем разные форматы работы с искусством: ищем, как сделать его еще ближе и доступнее для уфимцев.

Художница Нелли Акчурина и блогер Раис Габитов на открытии выставки «Эхо стоянки»

Художница Нелли Акчурина и блогер Раис Габитов на открытии выставки «Эхо стоянки»

Экспозиция выставки «Эхо стоянки»

Экспозиция выставки «Эхо стоянки»

Выставка «Вопреки»

Выставка «Вопреки»

Однако есть ощущение, что большинство проектов ZAMAN MUSEUM – эстетские (в хорошем смысле!), рассчитанные на искушенного зрителя. Вы не планируете расширять аудиторию, популяризировать искусство?

С одной стороны, мы хотим разрушить стереотип «искусство – это не для всех». Но с другой – понимаем, что не можем быть интересны всем. Что обычно говорят про современное искусство? «Мой ребенок нарисует так же! Вот картины Репина – другое дело…» И пошло-поехало. Но знаете, чем мне нравится современное искусство? Оно ставит под сомнение сам факт искусства! Сейчас, чтобы стать художником, не обязательно писать маслом на холсте: ты можешь делать перфомансы, использовать любые материалы, включая звуки. Если раньше искусство было чем-то элитарным, преимущественно мужским, то теперь оно стало одним из инструментов разговора о повседневном и диалога между нами.

В фокусе внимания ZAMAN MUSEUM – творчество Поволжья, Прикамья и Урала. Есть что-то, что объединяет искусство этих регионов?

Мы не случайно выбрали эти территории — это и контекст национальных республик, смешения языков, историй, биографий. О нас так много всегда говорили, но так редко говорили мы. Я не историк искусства, но для меня лично, как для Алии, в работах всех наших художников виден какой-то схожий вайб, невероятная глубина. Сложно объяснить словами: просто взгляните на произведения Оли Цимболенко, Нелли Акчуриной, Рамина Нафикова, Альфии Саргин – и вы поймете, о чем я. Это творчество, которое обладает мощной энергетикой: взаимодействуя с ним, я каждый раз испытываю мощный эмоциональный опыт.

Арт-резиденция «Стоянка», организованная командой посольства музея современного искусства ZAMAN MUSEUM

Арт-резиденция «Стоянка», организованная командой посольства музея современного искусства ZAMAN MUSEUM

Арт-резиденция «Стоянка»

Арт-резиденция «Стоянка»

Расскажите о знаковых для вас (и для музея, конечно!) событиях 2023 года.

Мы организовали целый ряд крутых выставочных проектов: «Евгения Мальцева. Русская хтонь», «Сортировочный центр», «Лаборатория/ретрансляция», «Краеведческая экспозиция в Воскресенской картинной галерее», «Что останется после меня», «ВОПРЕКИ», а также персональные выставки Рината Волигамси и Альфрида Шаймарданова. Проводили экскурсии, медиации, лекции, дискуссии, мастер-классы, паблик-токи, кинопоказы. Запустили две онлайн-лаборатории: «Рассекретная лаборатория» стала попыткой разобраться в секретах прошлого с помощью художественных и других исследовательских методов, а «Буш Ара» – проект независимой кураторской группы But I am free – был обращен к пространствам Поволжья и Урала, исследуя память места и пересекающиеся культурные отношения.

Текст: Эльвира Галиева

«Уфа.Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии
«ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» — 2024:

Федеральную аптечную сеть «Фармленд» 

Группу компаний «Стратег» с жилыми комплексами «Холмогоры» и New Bridge

VERRA «Альфа-Сервис» — официального дилера премиальных внедорожников TANK

Инвестиционную компанию «Цифра брокер» — одного из крупнейших российских брокеров

«World Class Уфа» - фитнес-клуб премиум-класса 

Материал из номера:
Июнь-Июль 2024

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: