Директор посольства музея современного искусства ZAMAN MUSEUM прочно ассоциируется у нас со словами: «Люди. События. Искусство». Под ее руководством команда музея за 2023 год организовала восемь выставочных проектов, в рамках публичных и параллельных программ провела 101 событие, устроила первую кочевую арт-резиденцию «Стоянка». Так, благодаря проектам команды, музей был отмечен двумя номинациями в федеральных конкурсах: ZAMAN MUSEUM стал победителем ежегодной программы Фонда Cosmoscow как «Институция года» и вошел в шорт-лист премии «Сделано в России» в номинации «Городская среда».
Алия Ахмадуллина – лауреат нашей премии «ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» – 2024 в номинации «Уфа будущего».
Иной раз кажется, что из Уфы все уезжают – кто в Москву, кто в Петербург. Вы же, наоборот, вернулись. Как это вышло?
Да, я несколько лет жила в Петербурге – но даже при том, что рядом были близкие люди, при всей красоте вокруг чувствовала себя одиноко: не хватало нашей уфимской теплоты, что ли. Для меня самое крутое в Уфе – это люди! К примеру, у нас много низовых инициатив – по сравнению с той же Казанью, где большую часть городских активностей организуют и поддерживают локальные власти. В 2012 году, когда я организовывала первые мероприятия, вообще никому не было дела до городских сообществ, активистов.
Это открывало огромный простор для деятельности: с разными командами мы запускали множество проектов, пробовали разные форматы, взаимодействовали с аудиториями. Тогда не было музыкальных и гастрономических фестивалей, дизайн-маркетов: мы по крупицам собирали сообщества гастроэнтузиастов, дизайнеров, ремесленников, творческих людей. Уфимцы, тогда еще не избалованные, с радостью посещали наши мероприятия – и часто звучало: «Так круто, как будто не в Уфе». А мы хотели, чтобы именно в Уфе было так круто! В общем, у меня какая-то особенная любовь к этому городу: я хочу развиваться в нем, развивать его.
Когда началась ваша история с ZAMAN MUSEUM?
В 2021 году я управляла отделом продвижения и коммуникаций в Институте развития городов Башкортостана. В то время создатель ZAMAN MUSEUM активно занимался архитектурной концепцией музея. Для знакомства с проектом в Уфу приехала команда музея современного искусства «Гараж». Они попросили Марата Марсовича устроить для них встречу с уфимским арт-сообществом – и тот позвонил мне со словами: «Ты же всех в Уфе знаешь – помоги собрать творческих людей». Окей, говорю, а какой срок? «Ну, за два часа успеешь?» И я такая – ого! (Смеется.) Но в итоге все получилось. И тогда, на этой встрече, директор «Гаража» сказал Марату Марсовичу: обратите внимание, Алия – готовый менеджер для будущего музея. Не знаю, как он разглядел во мне задатки будущего управленца…
Разглядел правильно!
Я тогда подумала, что всю жизнь готовилась именно к тому, чтобы заниматься музеем. (Смеется.)
Но изначально вы учились в Нефтяном университете?
У меня два высших образования: я инженер-механик нефтегазовых промыслов и менеджер нефтегазового бизнеса. До тридцати лет работала по специальности, но в какой-то момент осознала: меня больше не устраивает ходить в офис – есть вещи, которые гораздо интереснее. Мой профессиональный путь был достаточно извилистым, много раз приходилось выбирать: делать как легче – или как хочется? Уже десять лет я выбираю «как хочется».
Что вас поддерживает в этом выборе?
Я не хочу жить не своей жизнью. Сейчас, конечно, многие вещи даются мне легко: наработан опыт, связи, компетенции. А тогда, десять лет назад, кем я была? Юной девочкой, которая окончила УГНТУ и работает в нефтянке. Без связей, без имени. Но когда делаешь то, что тебе интересно, весь мир тебе помогает, поддерживает. Это вопрос выбора и инициативности. Мне очень нравится то, что мы с командой музея создаем сейчас в рамках проекта ZAMAN MUSEUM: вижу в этом большой смысл не только для себя, но и для Уфы, республики, всего Урало-Поволжья.
В ZAMAN MUSEUM происходит невероятное количество событий – и среди них ни одного проходного. Как удается держать планку крутости?
Мне сложно ответить на этот вопрос… У нас нет четко прописанных стандартов – мы просто делаем то, что нам интересно, и даем себе право на ошибки. Трепетно относимся и к нашему зрителю, и к художникам, и к сотрудникам. Все люди в команде – максимально разные, со своим опытом, взглядами, интересами, и каждый проект – он и про нас самих в том числе. Вместе мы экспериментируем, осваиваем разные форматы работы с искусством: ищем, как сделать его еще ближе и доступнее для уфимцев.
Однако есть ощущение, что большинство проектов ZAMAN MUSEUM – эстетские (в хорошем смысле!), рассчитанные на искушенного зрителя. Вы не планируете расширять аудиторию, популяризировать искусство?
С одной стороны, мы хотим разрушить стереотип «искусство – это не для всех». Но с другой – понимаем, что не можем быть интересны всем. Что обычно говорят про современное искусство? «Мой ребенок нарисует так же! Вот картины Репина – другое дело…» И пошло-поехало. Но знаете, чем мне нравится современное искусство? Оно ставит под сомнение сам факт искусства! Сейчас, чтобы стать художником, не обязательно писать маслом на холсте: ты можешь делать перфомансы, использовать любые материалы, включая звуки. Если раньше искусство было чем-то элитарным, преимущественно мужским, то теперь оно стало одним из инструментов разговора о повседневном и диалога между нами.
В фокусе внимания ZAMAN MUSEUM – творчество Поволжья, Прикамья и Урала. Есть что-то, что объединяет искусство этих регионов?
Мы не случайно выбрали эти территории — это и контекст национальных республик, смешения языков, историй, биографий. О нас так много всегда говорили, но так редко говорили мы. Я не историк искусства, но для меня лично, как для Алии, в работах всех наших художников виден какой-то схожий вайб, невероятная глубина. Сложно объяснить словами: просто взгляните на произведения Оли Цимболенко, Нелли Акчуриной, Рамина Нафикова, Альфии Саргин – и вы поймете, о чем я. Это творчество, которое обладает мощной энергетикой: взаимодействуя с ним, я каждый раз испытываю мощный эмоциональный опыт.
Расскажите о знаковых для вас (и для музея, конечно!) событиях 2023 года.
Мы организовали целый ряд крутых выставочных проектов: «Евгения Мальцева. Русская хтонь», «Сортировочный центр», «Лаборатория/ретрансляция», «Краеведческая экспозиция в Воскресенской картинной галерее», «Что останется после меня», «ВОПРЕКИ», а также персональные выставки Рината Волигамси и Альфрида Шаймарданова. Проводили экскурсии, медиации, лекции, дискуссии, мастер-классы, паблик-токи, кинопоказы. Запустили две онлайн-лаборатории: «Рассекретная лаборатория» стала попыткой разобраться в секретах прошлого с помощью художественных и других исследовательских методов, а «Буш Ара» – проект независимой кураторской группы But I am free – был обращен к пространствам Поволжья и Урала, исследуя память места и пересекающиеся культурные отношения.
Текст: Эльвира Галиева
«Уфа.Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии
«ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» — 2024:
Федеральную аптечную сеть «Фармленд»
Группу компаний «Стратег» с жилыми комплексами «Холмогоры» и New Bridge
VERRA «Альфа-Сервис» — официального дилера премиальных внедорожников TANK
Инвестиционную компанию «Цифра брокер» — одного из крупнейших российских брокеров
«World Class Уфа» - фитнес-клуб премиум-класса
Комментарии (0)