Создатели творческой лаборатории «Кафедры психо-физики» в лице двух творцов: художник, перешагнувший за рамки реализма, представитель фигуративного искусства Александр Соболев и кандидат физико-математических наук Азат Галиев стали лауреатами премии «ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» –2024. Вместе они синергично исследуют связь искусства и науки или разума и эмоций, представляя зрителю результаты своих поисков в серии выставок «Локомоция» и «Абсолют». «Локомоция» стала настоящим прорывом в своей нише, продемонстрировав, что отличает живое от неживого. В работе они использовали все формы – от графики и фото до безумных арт-объектов и видеоинсталляций. А в этом году подготовили новую выставку под названием «Пустота».
Опишите пространство, в котором мы встретились.
Александр Соболев: Мы в музее современного искусства имени Наиля Латфуллина, созданного по инициативе Василя Ханнанова и творческого объединения «Чингисхан».
Как кафедра переместилась в музей?
Александр: Мы с Василем давно были знакомы и много чего здесь уже делали. Несколько лет назад он попросил присмотреть за музеем и возобновить основную, то есть, выставочную деятельность.
Из чего состоит рутина художника?
Александр: У меня привычный распорядок не меняется — встаешь, умываешься, завтракаешь. Если есть идея, то она уже в работе с момента пробуждения. С появлением нового пространства приходится перемещаться сюда, и вся деятельность связана с ним. Теперь это не только музей, но и лаборатория и мастерская.
Азат Галиев: Сначала я надеваю воображаемый халат, и наступает научная или преподавательская рутина. В последнее время стараюсь совмещать две вещи — науку и искусство. Тогда, где бы ты ни находился, тебе везде хорошо.
Каким образом вы объединяете искусство и науку в институте?
Азат: В институте проводятся актуальные научные исследования и есть оборудование для работы в рамках технологического искусства. Искусство и наука не мешают, а помогают друг другу. Раньше я рассматривал искусство с точки зрения науки, а сейчас — наоборот. И это дало свои плоды.
С чего началось увлечение искусством?
Александр: У меня оно идет от папы (Владимир Александрович Соболев, главный художник в Башторгрекламе в 80-х и директор БГХМ им. Нестерова в 90-х. — прим.ред.): я наблюдал, как он постоянно рисует.
К тому же из ГДР привозили альбомы с импортными художниками, они откладывались в памяти. С появлением возможностей и информации ты впитываешь все больше. И постоянно открываешь что-то новое.
Азат: Назову группу художников, которые рисовали концептуальные обложки для журнала «Химия и Жизнь». В этих работах есть абсурд и сюрреализм, которые заставляли маленького меня задуматься о смысле изображенного. Например, почему муравьед сидит за столом и трапезничает тортом с муравьями? (Смеется.)
Когда вы поняли, что кафедра из увлечения становится серьезным делом?
Азат: Первым серьезным проектом можно считать открытие «Кабинета Кафедры психо-физики» в 2017 году. Тогда некоторые наши концептуальные работы оценил московский критик Арсений Штейнер. Часть работ с этого проекта мы сдали на металл, а другую приобрел директор музея «Гараж».
Александр: После первой выставки мы стали приглашать тех ребят, которые в свое время приходили зрителями. Так наша команда то увеличивалась, то уменьшалась. Органично, гармонично.
Азат: Органичная амеба.
Расскажите про серию выставок «Локомоция», что она значит для вас?
Александр: Локомоция — это процесс перемещения в пространстве!
Азат:...способы передвижения животных, играющий важную роль в эволюции. Мы уверены, что эта движущая сила ведет нас к научному и художественному поиску, стремлению преодолеть ограниченные возможности, в частности, выйти не только за пределы Земли, куда животные не могут добраться, но и за пределы Солнечной системы. В то же время, это является вехой развития кафедры, начиная от первого проекта «Кабинет кафедры», до обнаружения «Пустоты» во вселенной. Помимо этого, изящные движения кошки и взмах крыльев бабочки тоже являются проявлениями локомоции. Главный вопрос, который задавал проект: куда мы движемся, не застряли ли мы где-то посередине, или, возможно, мы все еще находимся в начале эволюции?
Александр: Наши выставки не всегда фокусируются на глубоких смыслах. Темы для них иногда возникают случайно. Но в большинстве случаев — это способ придания творческому процессу структурированности и научного подхода. Мы изучаем, погружаемся в тему, проводим эксперименты. Каждый участник самостоятельно придает своему творению смысл. Первобытный человек, увидев, что обгоревшее дерево превращается в уголь и оставляет след на каменной поверхности пещеры, понял, что уголь можно использовать для зарисовок окружающего мира. Художник прошлого объединял в себе все науки! Современный художник уже только скользит по поверхности. Именно поэтому периоды движения и стагнации регулярно сменяют друг друга.
В чем разница между художником и артистом?
Азат: Главное, чтобы тебя поняли. Если аудитория понимает значение этих слов, можешь любым из них называться. Или не забудь объяснить, что ты имел в виду, представляясь так или иначе.
Какие еще медиа и направления вас интересуют?
Азат: Альтернативные, синестетические и транскрипционные системы восприятия. Например, человек не чувствует магнитное поле (в отличие от некоторых видов птиц), но, можно либо преобразовать магнитное поле, скажем, в свет, либо, что интригует больше, дать ему это чувство.
Такое возможно?
Азат: Современные нейротехнологии позволяют напрямую преобразовать одни сенсорные сигналы в другие. Но можно сделать это, не прибегая к высоким технологиям, а с помощью нового сенсорного опыта. В качестве пояснения, тут можно вспомнить Алессандро Вольта, который первым попробовал электричество на вкус… не повторяйте дома, это опасно!
Один из самых популярных ваших проектов – «Нейрожуки». Расскажите об этом поподробнее.
Азат: Политехнический музей Москвы и «Яндекс» проводили в 2022 году конкурс сайнс-арт проектов STArt. Мы стали лауреатами с проектом «Нейрожуки», где предлагали создание шести жуков-роботов, с нейросетевыми алгоритмами.
Их нужно трогать?
Азат: Жуки реагируют на зрителя и при этом обучаются делать это «правильно», с их точки восприятия. У каждого из шести жуков только один орган чувств, по числу таковых у человека. То есть, это некая аллегория к известной притче о шести слепых мудрецах, которые пытались на ощупь определить, что такое слон. Слон у всех получился разным, но все при этом были по-своему правы. Сейчас мы работаем над усовершенствованием жуков, чтобы они стали полноценными домашними животными. Трогать их, конечно можно, но надо помнить, что слон тоже пытался определить, что такое мудрецы, и все они оказались чем-то плоским…
Текст: Александра Суршкова
Фото: Дамир Абсалямов
«Уфа.Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии
«ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» — 2024:
Федеральную аптечную сеть «Фармленд»
Группу компаний «Стратег» с жилыми комплексами «Холмогоры» и New Bridge
VERRA «Альфа-Сервис» — официального дилера премиальных внедорожников TANK
Инвестиционную компанию «Цифра брокер» — одного из крупнейших российских брокеров
«World Class Уфа» - фитнес-клуб премиум-класса
Комментарии (0)