В 2022 году Артур получил в США визу талантов и начал строить карьеру звездного фотографа: за два года он поработал на европейских неделях моды, отснял звезд «Голливуда» (от Ким Кардашьян до Пенелопы Крус!) и опубликовал свои работы в западном глянце. Мы поговорили с ним о том, как устроена фэшн-индустрия, нужно ли фотографу образование и как работать с селебрити.
Артур, мы видели, что ты снимал на «Оскаре»! Как ты туда попал и как это было?
Я фотографировал американского бьюти-блогера Kristy Sarah перед выходом на кинопремию. До этого я работал с ней и на других локациях, поэтому, можно сказать, позвали «по старой дружбе» (Улыбается). На красную дорожку и церемонию я не попал, но фотографировал гостей перед афтепати «Оскара» Vanity Fair: наверно, это главная вечеринка года – на ней собираются все обладатели золотых статуэток.
Твое детство прошло в Уфе, а в 2022 году ты переехал в США. Дай краткий гайд по релокации в штаты! И как ты вообще там оказался?
Впервые я приехал в Америку еще в 2013 году по программе Work & Travel, а потом снова вернулся спустя два года: тогда, после окончания нефтяного университета, я работал в сервисной компании Baker Hughes и пару месяцев провел на обучении в штатах. Когда нас сократили, я снова полетел в США — правда, уже к друзьям. Вернулся в Россию и вместе со знакомыми открыл фотостудию. Она стала вторым домом — нет, первым: я ушел из «нефтянки» и 24/7 занимался только этим бизнесом и фотосъемкой. После очередного рабочего сезона я улетел в США, чтобы отдохнуть и провести там несколько съемок для души. Мне казалось, что невозможно приехать в штаты и сразу начать работать фотографом — в целом, так и оказалось, но мне повезло и я остался. Я считаю себя скорее исключением из правил. Я бы мог красиво сказать про труд и амбиции, но, как ни крути, именно счастливый случай играет значительную роль — и, конечно, талант и умение подстраиваться.
А по какой визе ты поехал в Америку? И главное: как ты ее получил?
Сначала поехал по туристической, а спустя время решил, что хочу иметь возможность работать на территории США и подал заявление на визу талантов. Можно набраться смелости (и уверенности в себе!) и пройти весь процесс самому, но я собирал документы и готовился к собеседованию с адвокатом – думаю, что ни один энтузиаст не оформит все справки, свидетельства и бланки так, как это сделает профи. Адвокат собрал рекомендательные письма и доказательства того, что я сотрудничал с российскими брендами – в общем, он разобрал мой кейс и сказал, как мне надо действовать и «за какие нитки дергать», чтобы получить визу.
Как прошли первые месяцы?
Сначала было, мягко говоря, тяжело. Отчасти из-за того, что семья и друзья остались за 8000 километров. Были только ребята, у которых я жил первое время – а потом начал знакомиться с иностранцами, другими русскими, и со временем появилось свое комьюнити. К разговору о деньгах – из Уфы я взял с собой небольшую сумму, поэтому первое время экономил на всем: сначала вовсе жил у друзей, а потом снимал дешевую квартиру. Бесспорно, сейчас уже совсем другой уровень жизни: апартаменты я арендую в одноэтажном районе Нью-Джерси – это всего в 20 минутах от Манхэттена. К слову, это как из центра Уфы доехать до Проспекта Октября.
А никого не смущает, что ты – фотограф из России? Были на этой «почве» сложности в коннекте с местными?
Всем безразлично, откуда ты! Когда американцы узнают, что я из России, наоборот спрашивают, как поживает моя семья и просят рассказать про культуру страны. За год проживания в штатах меня ни разу не коснулась агрессия или негатив со стороны местных, особенно в Нью-Йорке – это вообще «международный котел», в котором живут все расы и национальности. По наблюдениям, здесь крайне маленькая прослойка коренного населения. Поэтому никто не обращает внимания на строку в паспорте – людям важнее, что ты, как человек, представляешь из себя. В плане менталитета, конечно, у всех свои обычаи и традиции: здесь, например, есть очень большие и важные праздники – это День благодарения и День независимости. Со временем я привык к специфике культуры, а потом начал делиться с иностранцами своим российским опытом. Главное, что я сделал, – приготовил настоящий борщ и оливье! Они были в восторге.
В моем близком кругу сейчас друзья разных национальностей: есть и русские, и американцы, и французы, и ребята из СНГ. И со всеми общаемся на одинаковые темы: у всех одни ценности и понимание добра и зла, да и веселятся все одинаково.
По ощущениям, ты уже крепко ассимилировался в зарубежный фэшн. Какую разницу ты заметил между американской и российской фотоиндустрией?
В Нью-Йорке (а особенно в сфере фэшн-фотографии!) — очень важно уметь находить «полезные» знакомства и настраивать контакты с людьми. Раньше я считал, что сотрудников должны нанимать по их таланту и заслугам. Как оказалось, тебя могут выбрать не потому, что ты профессионал, а потому что с тобой приятно и комфортно общаться. В Уфе и Москве я привык полагаться только на свою работу — мне было неважно, что обо мне говорят люди. Здесь все иначе: простые человеческие качества превыше навыков.
А еще в США совсем другой темп. Я забыл про двухчасовые съемки: всем большим звездам, селебрити и брендам важно, чтобы я сделал свою работу за максимально короткий срок. Как говорится, время - деньги. Слышал, что, когда команда Голливуда приезжает в Нью-Йорк снимать фильмы, все местные раздражаются: люди из Лос-Анджелеса медленные и расслабленные. К слову, моя последняя съемка длилась 10 минут — как раз когда я фотографировал Сару Кристи на «Оскаре». Сделал 25 кадров, показал ей, она одобрила, и мы разошлись.
Готовые снимки стараюсь отдавать также быстро. Для фотографа это отдельный плюс: все заказчики очень ценят оперативность. За час я обрабатываю в редакторе фотографии и стараюсь сделать моделей красивыми, чтобы им понравилось. Для меня это прописные истины! А многие приходят на большой ивент, щелкают знаменитостей и выкладывают снимки со всеми неровностями, изъянами и без цветокоррекции. Меня это всегда шокирует. Моя школьная учительница говорила: «Я не понимаю, почему люди этого не понимают?». Теперь я уяснил, что она имела в виду.
Почему для тебя это «прописные истины», а для других — нет?
Возможно, потому что у меня есть риски. Когда приехал в США, я был никому не известный фотограф — строил карьеру с нуля. Тем нью-йоркским коллегам, которые снимают фэшн-шоу от агентств, нужно сдать как можно больше кадров и неважно какого качества: заплатят в любом случае. А я — перфекционист. Взял за основу, что, если не делать работу идеально, успешной карьеры не построишь.
В твоем портфолио — фото звезд мирового масштаба: главный редактор американского издания Vogue Анна Винтур, актер Джордж Клуни и другие. Можешь рассказать о трех китах, на которых держится работа с легендами и иконами медиаиндустрии?
Самое главное — не показывать, что по социальной пирамиде ты ниже, чем они. Нужно общаться со всеми на равных. Мне неважно, кто передо мной, я буду разговаривать с людьми одинаково вежливо. Недавно я работал на мероприятии, где было много звезд — среди них и Шерон Стоун, которую, конечно, окружили фотографы. А потом на площадку зашла Ума Турман, и все побежали в ее сторону. Я, напротив, решил сделать кадры для Шерон. Подошел, спросил у нее разрешения, а она сказала: «Вы такой вежливый». К сожалению, большинство фотографов налетают на звезд как разбойники. Второе правило — быть дружелюбным и чувствовать границы: когда нужно промолчать, а когда, наоборот, посмеяться и поддержать диалог. У меня еще не было случая, чтобы звезды грубили или срывали съемки — а даже если произойдет, придется держать лицо.
Ты много лет находишься внутри индустрии, это помогает или мешает продвижению твоей карьеры?
Разумеется, социальные связи влияют на карьеру. Никогда не знаешь, где и как они «выстрелят». Есть история: на одном дне рождения познакомился с девушкой – ее знакомая работает в агентстве, которое устраивает Met Gala и другие крупные ивенты. Спустя время она порекомендовала меня Амаль Клуни — жене актера Джорджа Клуни. Амаль должна была встречаться с вице-президентом Америки и выступать на конференции в ООН – она искала фотографа, чтобы сделать пару снимков. Меня спросили, смогу ли я быть незаметным, а я ответил: «Занимаюсь этим на всех ивентах». Съемка прошла отлично, а мы поддерживаем с Амаль связь до сих пор. Также была ситуация, когда именитая (и точно не бедная) блогерша торговалась со мной из-за 50 долларов. Но мне посоветовали больше с ней общаться и объяснили, что это работа не только ради денег. Поэтому я согласился на ее условия, а после съемки она порекомендовала меня европейскому продакшену, с которым мы потом сделали один дорогостоящий проект. Вывод: деньги не всегда должны быть в приоритете. Это индустрия, где связи и знакомства решают очень много. Бывало, я возвращался домой после работы в 2-3 часа ночи, не получив оплаты. Но потом этот человек рекомендует тебя как хорошего фотографа — и ты приобретаешь уже гораздо больше. В моей профессии нельзя быть меркантильным.
А сколько стоила самая дорогая съемка?
5000 долларов.
Сколько часов ты работал?
30 минут. В любом случае, нужно понимать, какой бюджет у человека. Однажды ко мне обратились за съемкой — я попросил 600 долларов, и агентство согласилось сразу. А потом узнал, что они написали мне, потому что фотограф, с которым они договорились на сумму в 10 раз больше, не смог приехать. Признаюсь, тогда стало очень обидно — оказалось, я могу получить за эту работу пятизначную сумму. У меня сейчас такой принцип — скажите мне, сколько вы готовы потратить, а я отвечу, что готов предоставить на эту сумму. Стоимость всегда варьируется и не может быть одинаковой для всех. Бывают разные задачи: иногда ты за 5 минут снимаешь один образ на улице, а в другой раз работаешь 5 часов на неделе моды в Париже.
Ты сам продумываешь визуальную составляющую съемки? Или у тебя есть команда?
Я работаю один, так как у всех здесь уже есть свой штат. Особенно это касается шоу — многих одевает бренд, и тебе не надо искать специалистов. В России завелось так, что фотограф должен найти стилистов и визажистов, забронировать студию и вообще предоставить весь сервис. В США я озвучиваю стоимость съемки, а если нужно помочь организовать — называю отдельную сумму. Здесь все высоко ценят свое время и свой труд.
Многие сейчас хотят быть фотографами, графическими дизайнерами или рилсмейкерами – в общем, свободными инфлюенсерами! Кажется, на 10 зумеров придется минимум 3 фотографа. Как считаешь, нужно ли образование, чтобы развиваться в творческой сфере?
Я учился только по видео на стриминговых площадках и на онлайн мастер-классах. Все остальное – практика. Специальное образование — это вся техническая и теоретическая основа процесса, которой талантливые ребята могут научиться самостоятельно: работа с камерой, светом, композиция кадра, способы и виды съемки. При этом все курсы очень субъективны. Например, большинство моих фотографий сняты по диагонали — поверьте, на любом курсе вам скажут, что это моветон. А я просто заметил, что заваленный горизонт может смотреться интересно, и уже не могу снимать иначе — теперь мои работы узнают именно по «кривому» ракурсу.
А если у человека нет таланта, а снимать очень хочется?
Сюда бы сейчас хорошо вписалась какая-нибудь реклама моего курса! На самом деле, нужно понимать логику функций, как система работает, а не пытаться смотреть точечно, куда нужно нажать, чтобы получить желаемый результат. Есть люди, которые берут в руки камеру, говорят: «Буду фотографом!» и спрашивают, какие параметры ставить и куда крутить ползунки. У них все исчисляется в цифрах. Мне кажется, таким курсы не помогут. Техническим моментам научить можно, а вот чувствовать кадр нет. Советую им стать ретушерами — да и там нужно иметь чувство меры, чтобы не сделать из человека куклу.
Каким проектом ты гордишься больше всего?
Не люблю себя хвалить. Любую работу стараюсь делать одинаково качественно. Всегда думаю: «Если я это сделал, значит, было не так сложно». То есть, если ты чего-то добился — это было осуществимо. Единственное осознание собственной ценности было в Лос-Анджелесе, когда забрался на гору, по которой хотел пройтись еще в 2013 году. Тогда я был студентом и купил себе первую камеру — а сейчас я прилетел снимать гостей «Оскара».
Как ты определяешь сам себя в индустрии фотографии?
Я себя не считаю звездным фотографом. Я такой же Артур из Уфы, который в свободное время играет в приставку или гуляет в парке. У меня часто спрашивают: «Артур, как ты ходишь среди знаменитостей?». Я не знаю — во время работы ты их расцениваешь просто как людей и обычных гостей. Для меня это статичная, но очень приятная работа. Как-то я фотографировал гостей на афтепати Met Gala, около меня ходили Джаред Лето, Ирина Шейк, Кара Делевинь, Оливия Уайлд. А потом шел вечером домой и думал: «А это правда все было?». На следующее утро сразу открыл соцсети, чтобы проверить, не приснилось ли мне.
Да, я считаю себя профессионалом, потому что смотрю работы других людей. Недавно увидел снимки с вечеринки Vanity Fair — я просто ужаснулся! У нас в Уфе даже начинающие фотографы так не снимают. Выходит, кому-то пришло в голову, что такие кадры могут быть хорошими для отчета с афтепати самой огромной вечеринке в мире.
Та карьера, которая у тебя сложилась, — это то, о чем мечталось?
Нет! Раньше я снимал в студиях и хотел фотографировать селебрити для журналов. Была даже фантазия: я захожу на площадку, все уже готово, ассистент выносит стакан кофе (Смеется). А сейчас так получается, что я в режиме нон-стопа снимаю в одни руки. Но мне начало это нравиться — раньше не представлял себя фотографом на мероприятиях: у меня это ассоциировалось со снимками из ночных клубов нулевых годов. Со временем хочу уйти в студийные съемки, но для этого нужно найти агента, чтобы он связывался с брендами, посылал им мое портфолио, предлагал сотрудничество и организовывал работу. Хоть я уже вошел во вкус репортажного фэшн-фотографа и наконец получаю удовольствие от процесса, реализовать «пунктик» по студийным съемкам тоже бы хотелось. Хорошо, что нет дедлайна.
Текст: Евгения Лунина
Комментарии (0)