Наверняка вы видели в соцсетях снимки девушек в кольчуге с мечом, в корсетах, среди древнегреческих скульптур. Мы поговорили с автором этих работ Аделией Кутлиевой (больше известна как Lulu Weightless) о том, как она сама создает образы для съемок и проводит фотодни в Уфе, Москве и Санкт-Петербурге.
Вы не только фотографируете, но и полностью самостоятельно стилизуете съемки. С чего началось ваше увлечение?
Мой папа занимался фотографией и приобщил к этому меня, но тогда я была в роли модели. В детстве мне очень нравилось придумывать образы и быть разной на каждой нашей с папой «фотосессии». К одиннадцати годам у меня начало формироваться собственное видение, которое мне хотелось воплотить в фотографии, но я не смогла бы этого сделать в кадре, поэтому я начала перебираться за него.
К тому времени папа купил себе новую камеру, а старую отдал мне. С тех пор мы неразлучны. Я снимала одноклассниц, природу, устраивала фотосессии своим куклам. С последними зародилась моя любовь к сюжету в фотографии. Мне хотелось, чтобы зритель смотрел на фото и мог задуматься, разглядеть историю. Я даже шила одежду и собирала из картона фотолокации для своих игрушечных героинь.
Почему вы выбрали нишу художественной фотографии?
К стилю, который у меня сейчас, я пришла несколько лет назад. Я меланхоличный человек, которому «раньше было лучше», ярче, красивее, добрее. Очень люблю ностальгировать. Поэтому мне всегда нравилась атмосфера прошлого, ценности художников тех времен, начиная с античности и до 19-го века. Я поняла, что в этом направлении у меня действительно может получиться лучше, чем в любом другом. Так я выбрала нишу художественной фотографии.
Как вы стилизуете съемки, сколько времени на это уходит?
В первую очередь, на каждой съемке передо мной стоит задача показать персонажа и передать атмосферу, в которой он существует. Исходя из задуманной атмосферы я начинаю создавать образ. Иногда вещи находятся сразу, иногда приходится их очень долго искать. Как-то раз я не смогла найти платье, которое было мне очень нужно. Поэтому я его сшила, хотя делать этого не умею. Пришлось научиться.
Быть дизайнером одежды — моя нереализованная мечта. Я целый год была в поисках сорочки определенного кроя для съемки, но нигде не могла ее найти. Тогда и подумала: а почему бы мне не сшить ее самой? Нашла видеоуроки в интернете, полистала школьную книгу с уроков технологии и сшила свое первое платье. Не скажу, что качество швов на высоте, но выглядит оно именно так, как я хотела.
Были ли еще съемки, для которых вы шили одежду?
Да, была одна фотосессия. У многих мои фотографии ассоциируются с «невинной» женской нежностью. Это так, но я думаю, что пробовать что-то новое очень важно для творчества. Мне хотелось показать женскую красоту с сильной и даже воинственной стороны. Кольчугу и меч я взяла в аренду, а красное платье пришлось сшить. До съемки оставалась буквально пара дней, я была очень загружена, но видела только красное бархатное платье. Сходила за тканью и попросила в ателье помочь мне с выкройками, так как самой мне было бы сложно управиться. Выкройки были готовы, и в вечер перед съемкой я села шить.
В какие секонды вы обычно ходите?
Не только секонды, но и постоянно ищу вещи в массмаркете, антикварных лавках, блошиных рынках. В Питере я редко что-то нахожу, так как в целом не так часто там бываю. Поэтому еще не успела составить список мест. Но недавно я узнала об удельном рынке на станции метро «Удельная», говорят, там много всего. Из селективных секондов интересными мне показались «Off», «Мушка» и «Fatcatstore».
В Уфе я обычно хожу в «Мегахенд» и «Мюнхен». Часто обыскиваю интернет-магазины и даже «Авито». Там я и нашла одну из редчайших своих вещей — платье Gunne Sax 70-х годов из Америки. Раньше существовал такой бренд — Gunne Sax by Jessica Macclintok. Дизайнер вдохновлялась эстетикой викторианского стиля. Больше такого бренда не существует, но винтажные платья Gunne Sax часто можно встретить на настоящих ценительницах прекрасного и моих личных иконах стиля — Лане Дель Рей, Флоренс Уэлч и Талие Дебретт. Подобное платье было моей мечтой и, когда я в очередной раз увидела его на «Авито», — не стала долго думать. Настоящие сокровища не лежат на поверхности, поэтому я не прекращаю поиски. Стоимость таких вещей может варьироваться от 200 рублей до десятков тысяч.
Одежда стала неотъемлемой частью моей деятельности. За два года у меня накопилось вещей на целый съемочный гардероб. Не представляю, как можно иначе. Во-первых, я очень люблю винтажную одежду. А во-вторых, так гораздо удобнее моим клиентам. Кому-то хочется побыть в образе девушки из ХIX века, а платья подходящего в шкафу может и не найтись. А у меня есть все необходимое.
Вы делаете все в одиночку или у вас есть команда?
Все, что касается стилизации (подобрать одежду, выбрать прическу и макияж, реквизит), — исключительно моя работа. У меня нет постоянной команды, но есть любимые визажисты и мастера по волосам, которые помогают воплощать согласованные для съемок образы.
Вы чаще снимаете в Санкт-Петербурге и в Москве. Там легче искать моделей?
То, что я делаю, в Уфе не так востребовано. Здесь много фотостудий, но практически ни в одной из них я не чувствую свободы для создания атмосферы прошлого. Обычно я снимаю в «Обскуре» и «Офисе 46». Но беру с собой много реквизита, который помогает создать атмосферу. На самом деле, если сильно постараться, где угодно можно снять так, чтобы картинка выглядела «вне времени». Важно лишь найти ключевые составляющие, абстрагироваться от исходной локации и увидеть в ней что-то свое. В Москве и Питере с этим гораздо проще: большое разнообразие фотостудий и локаций для съемок, поэтому чаще я снимаю в этих городах.
Кто обычно к вам обращается?
Что касается моих клиентов: ко мне приходят люди, которым интересно было бы побывать героями какого-либо сюжета, фильма, романа или картины. Часто это личности, которые так или иначе причастны к искусству.
Сейчас стоимость моей работы – 10 тысяч за двухчасовую индивидуальную съемку в Уфе и 20 тысяч в Москве и Санкт-Петербурге. Я много вкладываю в свою деятельность морально, материально и физически. Пусть это и творчество, но все-таки это моя работа. Считаю, что это адекватная цена.
Какая съемка остается вашей любимой?
Я назвала ее «Новогоднее письмо». Взрослея, мы перестаем верить в чудеса, этим сюжетом мне хотелось напомнить не только другим людям, но и в первую очередь себе, что волшебство и трепет ожидания можно ощутить даже от простых вещей. Съемки проходили в уфимской студии, которая сильно не нравилась мне по дизайну. Она вся была завешана нестильным новогодним декором. На месте я убрала все лишнее из кадра и оставила себе «чистое» место для творчества.
Я взялась за эту съемку из любви к празднику и из чувства азарта от желания снять Новый год не так, как это делает большинство. Вдохнуть в фотографии нечто большее, чем просто удачные позы у елки на память. Я за разнообразие, перемены и развитие, особенно в фотоиндустрии. Как и у многих фотографов, у меня есть своего рода коллекция лиц, которые мне было бы интересно поснимать. Среди них была и Полина, я встретила ее еще в университете, мы учились на одном факультете. Уже тогда я и поняла, что хочу однажды пофотографировать. И к новогодней идее она идеально подошла по типажу: романтичная, нежная, задумчивая и мечтательная. Также в создании образа и в процессе съемки мне очень помогла визажист Лилиана. В подобных случаях не обойтись без помощи, поэтому я собираю небольшую команду людей, в которых я уверена.
По сюжету Полина проснулась утром и получила письмо от любимого человека, который не мог быть с ней рядом в Новый год. Но в письме было сказано, что ее подарок уже на почте. Тогда она собралась и побежала туда за частичкой своего новогоднего чуда. В кадре было два образа – винтажная сорочка для сна и голубое «повседневное» платье.
В процессе подготовки я нарисовала раскадровки — черновые эскизы будущих фотографий. Продумала кадры, сюжет, и мы отсняли все по порядку. Это позволило сделать съемку размеренной, спланированной, и мы избежали лишней суеты на площадке.
Проводите ли вы творческие съемки, как сильно они отличаются от коммерческих?
Я устраиваю творческие съемки, когда у меня есть на это время и желание. Они редкие, но ключевые в моей деятельности. На них я исследую, пробую, изучаю и, конечно же, воплощаю свои идеи. На самом деле, даже коммерческие съемки для меня творческие, так как это всегда креативный процесс, в котором ты должен увидеть человека таким, каким его видит не каждый в повседневности.
Отличие творческих съемок от коммерческих лишь в том, что желание воплотить идею может прийти внезапно, а человек, которому она подойдет — нет. Не всегда получается сразу же найти моделей. Я ценю все свои съемки. Каждая необычна по-своему, как и ее герои. Особенно важны проекты, в которых человек доверился мне и позволил увидеть себя моими глазами.
У вас есть другие форматы съемок, кроме индивидуальных фотосессии?
Я лишь недавно начала проводить фотодни и делаю это редко, так как их организация занимает много времени и сил. Это проекты, в которых больше опций, чем в индивидуальной съемке. Если в стоимость индивидуальной фотосессии входит только двухчасовая съемка, то, став участником фотодня, вы платите за все сразу: макияж/прическу, локацию, флористику и так далее. Сумма делится между несколькими людьми, поэтому цена становится меньше. Раньше меня пугал этот формат потока, но оказалось, что я спокойно успеваю поработать с каждой участницей и выложиться на все сто. А когда я увидела их восторг, сомнения и вовсе отпали. В будущем хотелось бы создавать новые, необычные и масштабные проекты, дарить людям приятные эмоции и красивые фотографии. И конечно же, дать понять каждой участнице, что она — настоящая муза.
Текст: Алсу Рамазанова, фото: Аделия Кутлиева
Комментарии (0)