Знакомьтесь: Альбина Давлетова, она же Альби! Пластилиновая художница, чье творчество по-хорошему взрывает мозг. Кажется, она способна вылепить абсолютно все – от комиков из «Разгонов» и персонажей вселенной Mortal Kombat до этикеток крафтового пива. Многие ее работы буквально пронизаны уфимским вайбом: здесь и афиши для локальных вечеринок, и даже настоящий еженедельник Ufimsky. Специально для «Уфа.Собака.ru» Альби слепила три коллекционные обложки – а заодно посвятила нас в свою пластилиновую философию.
В «Мирасе» недавно прошла выставка уличных художников – ваши работы там тоже были. В своем телеграм-канале вы написали об этом так: «Запрыгнула в один вагон с крутыми дядями!» Это ирония или искренний пиетет?
Никакой иронии: я ощутила себя художницей относительно недавно, а к Вите Ермоленко, Ване Кроссу, Азамату 1234 отношусь с уважением и трепетом! Они – мои творческие ориентиры: на момент знакомства с ними я еще не занималась творчеством. Но уже тогда смотрела на них и вдохновлялась.
Как вы познакомились?
С Витей и Азаматом мы подружились в девятнадцатом году в «АртЛабе». Было такое творческое пространство на ВДНХ, его курировал Дамир Ниллумтах. Я тогда училась в университете на специальности «реклама и связи с общественностью» – и попросилась к ним на практику. В процессе выставок, которые помогала делать, поняла: мне недостаточно быть рядом с искусством, хочу сама быть художником. А спустя год в мою жизнь пришел пластилин. Во время карантина, когда все сидели по домам, моя мама принесла с работы пару коробок пластилина – даже не для меня, больше для моих племянников. Я начала лепить – и понеслось.
Вы не из Уфы, верно?
Из Дюртюлей.
Знаменитая коробка с дюртюлинским молоком! (одна из работ Альбины, которая была выставлена в «Мирасе». – Прим. ред.)
Да-да. (Смеется.) Это своего рода пасхалочка, дань уважения родному краю – полусерьезная, полушутливая. Дюртюлинского молока уже не существует: завод, на котором его выпускали, закрылся. Но моя национальная идентичность очень важна для меня. Я люблю делать в работах отсылки к своим татарским корням, и в будущем планирую еще сильнее раскрыть эту тему. Кстати, дома с родителями мы говорим на татарском. Иногда я думаю, что в параллельной вселенной могла быть татарской рэперкой. (Смеется.)
Любите рэп? Кого слушаете?
Мы ограничиваемся какой-то одной страной? Нет? Вообще у меня есть топ-три: Тупак – кстати, я лепила его, «Каста» – считаю их современными лирическими поэтами, и «Песочные люди». Обожаю зарубежный хип-хоп девяностых и нулевых, черпаю в нем много вдохновения.
Чем еще вы вдохновляетесь? Где берете идеи для своих работ?
Идей у меня всегда море! Я беру их из фильмов, музыки, сохраненок в соцсетях. Плюс городские события, люди, которых хочется слепить… Все получается как-то стихийно, само собой. Именно так родился Ufimsky: импровизированный пластилиновый еженедельник, в котором я – создатель, редактор и дизайнер в одном лице. Иногда я помещаю на его обложку локальные сюжеты и образы, иногда – что-то, связанное лично со мной, но всегда с отсылками к Уфе.
Где хранятся обложки?
Больной вопрос, который мне постоянно задают. Одни лежат в коробках, другие продаются и переезжают в частные коллекции, третьи существуют лишь в диджитал-виде. Какие-то даже (шепотом) ломаются. Но для меня это часть концепции, своего рода пластилиновая философия. Мне нравится переделывать работы, давать им новую жизнь. Нравится, что пластилин в некотором смысле бесконечен: я могу слепить фигурку любого формата, размера – тогда как бумага все-таки тебя ограничивает.
Постоянная героиня вашего творчества – девушка Хатсуми. Кто она такая?
Это мое альтер-эго. Я наделила ее качествами, которые так или иначе есть в каждой из нас: свободой, бесстрашием, решительностью. Просто в ней они гиперболизированы, выкручены на максимум. Иногда я чувствую, что Хатсуми справится лучше, чем Альбина – и делаю ее героиней сюжетов вместо себя. Она прикольная, губастая, яркая, классная. Вот. Такая девчонка.
У вас есть коллаб мечты?
Вообще все, о чем я мечтаю, рано или поздно сбывается. Хотела работать с крутыми уфимскими художниками – и посотрудничала со многими из них. С Ваней Кроссом, например, недавно сделали этикетку для крафтового пива: он выступил в качестве продюсера. Из нереального, наверное, хотела бы коллаб с Бейонсе. Эта женщина много лет восхищает меня, я постоянно слушаю ее песни. Еще много слушаю Tyler, the Creator и вдохновляюсь им. Вообще я постоянно все пересматриваю и переслушиваю. Знакомая музыка, фильмы, сериалы – эдакий сейф спейс.
Что чаще всего пересматриваете?
«Секс в большом городе». (Хохочет.)
Вы – Кэрри, Миранда, Саманта или Шарлотта?
Конечно, я хотела бы быть Самантой! Но Саманта – это скорее Хатсуми, а я – Кэрри: влюбчивая, склонная романтизировать людей и события. Думаю, это хорошо заметно по моему телеграм-каналу.
В первом сезоне им в районе тридцати. Как должна выглядеть ваша жизнь в тридцать, чтобы вы понимали: все идет как надо?
Мне двадцать три, и так далеко я пока не заглядывала. Знаю точно, что хочу быть криэйтором. Планирую масштабировать свои проекты, делать больше крутых коллабораций. Надеюсь, к моим тридцати годам Ufimsky вырастет в полноценный журнал, а я стану настоящим редактором.
Текст: Эльвира Галиева
Комментарии (0)