Студия физического театра «Чай и кофе» знакомит уфимцев с непривычным театральным жанром, его участники проводят перфомансы прямо на улицах города (и не только!). Мы поговорили с хореографами и узнали, какие представления они делали, а главное – зачем.
Артур Хабиров, танцор, перформер, представитель компании Radi Sveta |
Впервые я погрузился в мир перформанса только прошлой весной, тогда на площадке лайфстайл центра «Башкирия» я целую неделю изучал возможности своего тела: занимался телесными и перформативными практиками.
Все это стало возможным благодаря лаборатории по физическому театру и современному танцу, которую проводила арт-компания Radi Sveta совместно с музеем ZAMAN. (Radi Sveta – творческая команда, которая создает арт-проекты на стыке современных театральных практик, науки и цифровых технологий – прим. ред.)
Я бы сравнил этот опыт с визитом к психотерапевту, когда ты приходишь решить душевные вопросы, которые давно не дают тебе покоя.
Занятия проводили режиссер и хореграф Ярослав Францев и хореграф-постановщик Анна Румянцева. За одну неделю они проделали серьезную работу, и событие получило колоссальный отклик у уфимской аудитории. Люди интересовались, где и у кого можно научиться искусству физического театра, активно выкладывали в социальные сети фотографии с мероприятия и отзывы о нем.
По моим ощущениям, сейчас тема перформанса набирает обороты в нашем городе. За последний год состоялось несколько интересных событий, да и в принципе представители разных пластов искусства начали объединяться в коллективы, чтобы донести до масс свое творчество. Так, например, и появилась студия физического театра «Чай и кофе». А нашей первой работой стал перформанс «Твое время», который мы пару раз показывали в Уфе. Его суть была проста – хотели продемонстрировать, как люди проходят свой жизненный путь. Мы решили задействовать песочные часы, рассчитанные на разное время. Первый перформанс длился около сорока минут, а затем, на фестивале уличных театров в «Арт-квадрате», – более часа. Каждый проводил отведенное часами время по-своему: танцевал, выражал разные эмоции через тело и мимику, задействовал актерские техники.
Расскажу и о представлении «Башня», которое прошло в ботаническом саду. Это был классный опыт, ведь мы готовили перформанс вместе с опытным хореографом – постановщиком, руководителем мастерской современного танца «МеЖдуТанцем» Ольгой Даукаевой.
Мы хотели показать двух людей (роли исполняли Адэлина Алчинова и Рустам Имамов) в таком пространстве, где все рождаются старыми и живут вечно.
Нет правильного ответа на вопрос, в чем смысл этого перформанса. Герои складывали и разрушали фигуры из блоков, и каждый зритель наполнял их своим смыслом: мотивами любви, мечты, свободы. Этот ассоциативный ряд можно было продолжать бесконечно, точно так же, как строить башни.
Я вижу, что люди в Уфе проявляют интерес к такому искусству. Как правило, сначала они просто спрашивают о нюансах проведения перформансов, а потом постепенно сами включаются в процесс. Надеюсь, что эта тенденция продолжит развитие, поскольку у нас в городе есть много талантливых режиссеров, способных ставить интересные номера.
Андрей Яновский, педагог-хореограф |
Всю жизнь практиковал различные направления танцевального искусства – от бальных танцев до социальных. Регулярно провожу лаборатории и мастер-классы. Кроме того, организовывал вечера аргентинского танго и милонги, а также танцевальные флешмобы в парках и на улицах Уфы. Где-то в конце 90-х начал изучать современные танцевальные направления и около 12-13 лет назад познакомился с перформансом.
По моим наблюдениям, к этому искусству приходят те артисты, у которых нет постоянной площадки для выступлений. Они начинают искать пространства вне сцены и чаще всего находят их на улицах. В такой ситуации становится интересно посмотреть на то, как твои движения, привычные для закрытой площадки, соотносятся с контекстом города.
Наши первые перформансы мы организовали в дуэте с Татьяной Поляковой. Один из них прошел в спортзале в здании объединения подростковых клубов Ленинского района в Нижегородке. Нас привлекло цветовое оформление зала, крашеные шведские стенки, а сама атмосфера напоминала дух старых школ.
Пришли туда и начали изучать, как мы можем взаимодействовать с этим пространством. Забирались по стенкам, которые упирались в потолок, и уже потом мне пришла в голову идея назвать это выступление «Лестницей Иакова», по аналогии с библейской лестницей, по которой на Землю спускались (и, наоборот, восходили на небо) ангелы.
Из более поздних хотелось бы выделить выступление «Крохи», которое прошло в сквере имени Шакирова в рамках съемок фильма об искусстве перформанса.
Как и всегда, мы отталкивались от локации – в этом случае это была аллея. Так возникла идея кормить птиц, что мы и предложили сделать нашим зрителям. Конечно, птицы оказались воображаемыми, но если бы прилетели настоящие – с удовольствием покормили бы и их. Но самое интересное – сложно сказать, когда закончился перформанс. Ведь уборка хлеба тоже являлась его частью.
Что касается реакции уфимцев на наше творчество, то здесь надо различать заранее подготовленные и спонтанные выступления. Вспоминается интересный опыт с моими друзьями, которые занимаются контактной импровизацией, – Кристиной Лукиной и Аркадием Антипиным. Однажды мы отправились на площадь Салавата Юлаева, чтобы целый час танцевать среди гуляющих там людей и смотреть на их реакцию. Многие прохожие были в недоумении, бабушки негодовали, а молодежь оставляла комментарии в духе: «Что с вами не так?»
Но такие незапланированные выступления случаются нечасто. Как правило, на наши выступления приходят люди, которые понимают то, что мы делаем. А вообще я заметил, что наибольший интерес среди уфимцев вызывают выступления приезжих артистов, художников, режиссеров. Либо тех, кто вернулся в Уфу после жизни в тех же Москве или Санкт-Петербурге.
Как мне кажется, в городе очень мало площадок, чьи владельцы были бы заинтересованы в проведении перформансов. Сейчас у нашей студии «Чай и кофе», к сожалению, нет возможности собраться в полном составе, поскольку каждый занят решением бытовых проблем.
Для того, чтобы появился новый перформанс, нужно, чтобы у артиста появилась потребность в самовыражении. Но даже ее часто бывает недостаточно, потому что перед артистами встает вопрос о заработке денег. Иногда запросы приходят со стороны. Например, мы планируем поучаствовать в выставке творческого объединения «Кафедра психофизики», которая пройдет в галерее «Мирас». Понятное дело, что туда тоже придут люди из своего круга.
Почему их не так много? Возможно, уфимцам пока тяжело открыться новому искусству. Но в то же время меня порадовал перформанс «Оладушки», где мы с ходу зацепили внимание зрителя интересным с визуальной точки зрения дуэтом бабушки и внучки. Публика очень живо реагировала на выступление и сама включалась в действо.
Римма Шириязданова, актриса плейбэк-театра «Эм-Патио» |
По профессии я товаровед. Лет пятнадцать назад я начала ходить на психологические тренинги. В конце одного из таких занятий мы вместе с другими посетителями поставили спектакль по собственному сценарию. А через некоторое время я попала на первый в Уфе мастер-класс по плейбэк-театру. Тогда я даже не совсем понимала, куда иду, меня просто привлекло само слово «театр» в названии. С тех пор моя жизнь неразрывно связана с творчеством.
Уже больше десяти лет играю в единственном в Уфе плейбэк-театре «Эм-Патио». Недавно, после некоторого затишья, мы возобновили работу с новой силой и вдохновением. Как раз сейчас у нас проходит базовый курс для новичков. Он продлится два месяца, после чего ученики представят публике свой перформанс.
У нас занимаются как взрослые, так и молодежь, но в первую очередь это люди, которые хорошо разбираются в психологии. Они чувствуют желание выговориться, но боятся рассказать о наболевшем друзьям или пойти на прием к профессионалу. Занятия в театре служат для них своеобразной терапией. Такой же эффект испытывают и зрители. Они рассказывают свои истории четырем актерам, которые тут же отыгрывают произнесенный сюжет на сцене. В итоге человек может увидеть знакомое событие из своей жизни с неожиданной стороны. Например, однажды актеры театра пропустили через себя мою личную историю о матери. Они очень точно изобразили основной смысл – несмотря на то, что мама была властной, я забыла про обиду и злобу. Осталась только любовь.
Если на сцене плейбэк-театра я отталкиваюсь от желаний зрителя, то в рамках перформанса я стараюсь разобраться со своим телом и его реакциями на происходящее вокруг. Могу сказать, что благодаря занятиям в студии «Чай и кофе» я стала двигаться более плавно и уверенно.
Особенно запомнился перформанс «Оладушки», где я сыграла роль бабушки. Хотя в ходе исполнения все действие было чистой импровизацией, основные моменты были продуманы заранее.
Для меня «Оладушки» – рассказ о связи, не только кровной, но и общечеловеческой. А еще этот перформанс связан с чувством любви. Думаю, человек, к чему он бы ни стремился, всегда желает найти ее.
А происходило все в торговом центре «Башкирия» на сцене «Место событий». На мой взгляд, это очень удобное пространство. Среди зрителей не осталось равнодушных. И когда люди подходили и делились своими впечатлениями, оказалось, что каждый увидел что-то свое, именно то, что было нужным ему в конкретный момент.
Текст: Антон Сухарев
Комментарии (0)