Уфимки Адель Сулейманова и Анита Гиззатуллина придумали необычный формат рисования с натуры, собственными силами создали мастерскую и начали проводить «наброски» для всех желающих. Они рассказали нам, чем проект отличается от занятий в художественных школах и как он сейчас развивается.
Расскажите, как к вам пришла идея создать мастерскую?
Анита Гиззатуллина: Мы несколько часов подряд делали коллажи и не могли оторваться от процесса. Как и полагается всем самым интересным идеям, мысль о мастерской возникла во время того самого «кухонного» разговора в три часа ночи.
У нас произошел такой диалог:
– Как классно работать вместе!
– Да… Давай снимем мастерскую!
Переход от мысли к действию был моментальным. Уже следующим утром мы выбрали комнату на «Авито» и подписали договор. Мастерская находится ну улице Революционной, в трех минутах от Центрального рынка.
Цепочка совпадений привела нас к быстрому решению: мы находились в неком «творческом поиске», загорелись идеей и хотели сделать что-то значимое.
Адель Сулейманова: Я вернулась из Питера и нуждалась в месте для работы с керамикой, а журналы Аниты уже не помещались в квартире.
Комната была пустой, когда мы в нее заехали. Удивляет, что своими руками нам удалось организовать такое пространство. Каждая вещь в мастерской имеет свою историю. Первым появилось красное винтажное кресло, которое мы нашли на улице. Следом – огромная дверь, найденная в строительном мусоре, из нее я соорудила классный стол с розовыми ножками. Многие вещи мы купили на «Авито»: шкаф, винтажные стулья, с которыми шел забавный подарок – жестяные банки.
Какие-то предметы интерьера отдали наши подписчики, так у нас появились маленький икеевский столик и советское трюмо с зеркалом.
Потом мы получили вешалку для верхней одежды и электрический чайник. Мой дедушка отдал свою микроволновку. Советский ковер достался от бывшего парня, который оставил мне кучу вещей перед тем, как уехать в Америку, а красный плед подарила подруга. Очень здорово, что столько людей и историй переплелись, чтобы наша мастерская сложилась в единое целое.
Что такое «наброски»? Как проходят мероприятия?
Анита: Мы обе прошли через академическую среду, натюрморты и замечания преподавателей. Часто это приводит к тому, что у человека после художки, универа или колледжа просто пропадет желание брать в руки карандаш.
«Наброски» – это встречи, на которых мы не только рисуем с натуры, но и выполняем необычные задания. Участие в «набросках» стоит 300 рублей, а мастер-класс по коллажам 750 рублей. Попасть к нам можно на мероприятия, которые мы анонсируем в социальных сетях. Прийти к нам может каждый желающий с любым уровнем подготовки и любого возраста. Все проходит в непринужденной, дружеской атмосфере. Мы показываем, что творить может каждый, ведь рисунок – это не только скучные натюрморты и анатомически правильные изображения.
Мастер-классы проводим я и Адель, мы не «преподаем», а больше направляем и создаем атмосферу. На набросках мы помогаем стать на время ребенком и забыть о правилах, а просто рисовать так, как хочется! Мы помогаем сконцентрироваться на процессе, а не на результате. Натурщик или натурщица меняет позу и образ каждые 10–15 минут. Чтобы ученики могли разрисоваться, мы даем им неординарные задания. К примеру, изобразить огромные ноги и маленькую голову или использовать в наброске вырезки из журналов.
Адель: Из-за того, что задания непривычные, у людей часто получаются «дурацкие», но в самом хорошем смысле, картинки. Это вызывает обсуждения, разговоры между участниками, создает непринужденную обстановку. Все чувствуют, что их понимают, независимо от количества навыков и мастерства.
В конце мы делаем «просмотр» и обсуждаем работы, каждый может поделиться своими ощущениями. А для афиши следующих «набросков» мы выбираем один рисунок с предыдущей встречи. Мероприятие посетило уже более 100 человек!
Чем именно наброски в мастерской отличаются от обычных занятий в художественных школах и студиях?
Анита: Наша фишка родилась случайно на первых «набросках». Адель никак не могла разрисоваться и сидела в ступоре, поэтому я посоветовала ей рисовать левой рукой. Ей так понравилось новое правило, что она попросила придумать что-нибудь еще. И так начался творческий поиск тех самых идей, которые помогают расслабиться и отпустить контроль. Главное отличие – это креативные задания. Именно они создают атмосферу веселья.
И одна из самых главных миссий наших «набросков» – вернуть радость и простоту в рисование. Хочется, чтобы после них появилось желание открыть скетчбук и накалякать что-то, не думая при этом об идеальном результате.
Как сейчас развивается проект?
Адель: Формат мастерской такой же гибкий, как и мы сами. Мы все еще находимся в творческом поиске. В феврале мы делали «Открытые мастерские», летом начали проводить «наброски» и параллельно делали воркшопы по своим медиумам – керамике и коллажам. Осенью мы стали создавать декорации для клуба «Мечты», и, конечно же, мастерская в этом нам очень помогла, ведь для художниц самое главное – это рабочее место.
Мы никогда не ограничиваем людей в творчестве, поэтому у нас очень разная аудитория. Занятия посещают и взрослые, и подростки. Есть те, кто никогда не рисовал, есть профессиональные художники, которые приходят расслабиться от «работы» и посмотреть на рисование с другой стороны.
Анита: Недавно мы вышли за пределы нашей мастерской и провели встречи в Union.coffee и в «Мечтах». У нас всегда новый контекст, разные люди, разные модели, разные образы. В «Мечтах» ели пиццу, в «Юнионе» пили кофе (а потом, кстати, выставили некоторые работы у них в туалете, возможно, они все еще там)
Нам интересно делать коллаборации с классными уфимскими проектами, поэтому мы всегда рады выбраться из мастерской и провести мероприятия. В «Арт-квадрате» проходил маркет «Все свои» от классных ребят из «Давай дружить», там мы занимались оформлением пространства и декорациями.
В голову пришла идея о том, чтобы заранее провести спешл наброски в клубе «Мечты», а работы выставить на маркете. Так как мы любим экспериментировать с материалами, решили рисовать на керамических плитках. И в этом заложена классная идея – многим в детстве запрещали рисовать на обоях, а мы порадовали своего внутреннего ребенка и рисовали на кусочке стены.
Это был крутой опыт. А плитки стали экспозицией маркета, темой которого были детство и искренность.
Какие планы на будущее?
Адель: В ближайшее время мы планируем провести наброски онлайн, так как много наших знакомых живут в разных городах и даже странах. Хочется попробовать такой формат и посмотреть, удастся ли нам сохранить атмосферу исследования и открытости.
Еще мечтаем снять помещение побольше и проводить разные мероприятия, превратить мастерскую в пространство для встреч и творчества. Нам бы хотелось, чтобы люди меньше парились из-за результата и больше кайфовали от процесса. И такие мероприятия, как наброски, коллажные вечера и воркшопы по керамике, помогают в этом.
Если говорить о личных целях – я занимаюсь керамикой, а также видео-саунд артом. Стараюсь развиваться в этом, участвовать в выставках, недавно выпустили арт-календарь «Числинничек» с одной моей работой, которая находится в переулке Довлатова в Уфе. Сейчас я в Берлине, работаю над проектом для выставки, что, конечно, очень волнительно, но одновременно важно, потому что работа будет на темы, которые мне близки.
Анита: Я работаю администратором выставочного пространства в посольстве ZAMAN. Для меня это крутой и важный опыт, приятно быть причастной к культурному развитию Уфы.
А если говорить о моей творческой реализации, есть две сферы, в которых я бы хотела развиваться, – песни и коллажи.
Недавно было очень значимое для меня событие – 14 февраля я выпустила первую сольную песню.
Я делаю на заказ коллажи для обложек, открыток, да и вообще, чего угодно. Провожу мероприятия, на которых мы так же выполняем классные задания, общаемся, вырезаем и клеим.
Текст: Алсу Рамазанова, фото: Лиана Садикова, Анита Гиззатуллина
Комментарии (0)