18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Феномен взгляда: уфимский художник открыл персональную выставку в Москве

В Московском музее современного искусства открылась экспозиция работ уфимца Шамиля Шааева «Неотменимая модальность видимого». Мы поговорили с художником и куратором выставки о том, как создавался проект и узнали, почему нужно обязательно посетить выставку.

Шамиль Шааев
Фото: Михаил Приходько

Шамиль Шааев

Это ваша первая персональная выставка?

Шамиль Шааев: Первая персональная выставка была в Уфе в 2019 году, а в залах ММСИ мои работы выставлялись в групповом проекте. Но музейный формат solo show у меня впервые – это более волнительно. Инсталляции я начал делать в 2020 году и, очевидно, сегодня я проживаю совсем другую жизнь. Возврат к состояниям, в которых я их делал, иногда очень болезненный. Еще, к сожалению, я видел пространство выставки только с экрана телефона, поскольку приехать в Москву не смог. Всей коммуникацией с музеем занималась Алиса Николаева. Она проделала колоссальную работу!

Работа на иконной доске Teresa

Работа на иконной доске Teresa

Работа из серии «У тебя слишком липкие руки»

Работа из серии «У тебя слишком липкие руки»

Картина «Я есть»

Картина «Я есть»

Как вы готовились к выставке?

Шамиль: Когда я понял, что мои работы уже формируются в целостное высказывание, предложил Алисе стать куратором проекта. Заявку в музей она отправила осенью 2021 года, а открылась выставка в январе 2023. В общем, это был длительный процесс и жизнь каждого из нас слишком изменилась за это время, многое теперь кажется бессмысленным. Проект имеет несколько регистров, поэтому я решил, что его можно показывать сегодня. Одна из тем выставки отсылает к античности, на ней мы и сфокусировали внимание.

    

  Алиса Николаева, куратор выставки

 Алиса Николаева: Мы с Шамилем познакомились, когда еще учились в школе современного искусства при ММОМА «Свободные мастерские», которую вместе окончили в 2020 году. У музея совместно со школой есть программа поддержки молодого искусства, которая помогает выпускникам реализовывать проекты. Заявки могут подать как художники, так и кураторы. Конкурс пройти непросто: заявку рассматривают на нескольких уровнях. Сначала решение принимает администрация школы «Свободные мастерские», потом – выставочный отдел Московского музея современного искусства.

Чем организация этой выставки отличалась от подготовки к групповым проектам?

Шамиль: Интенсивностью и вовлеченностью в высказывание. В групповых проектах доминирует кураторский голос, в соло – голос художника. Иногда ловлю себя на ощущении некого скроллинга, когда смотрю групповые выставки. Поэтому для меня, как для художника, персональная выставка – это возможность обратного сценария, это возможность захватить зрителя и утащить его с собой.

Алиса: Обычно персональные выставки молодых художников проходят на независимых и частных площадках. И для нас это гордость – показать проект Шамиля в государственном музее. 

Смысловая линия проекта – объединение образов смерти, сна и наслаждения

 Смысловая линия проекта – объединение образов смерти, сна и наслаждения

На выставке экспонированы работы на иконных досках, на холсте, графика, объекты из керамики и текстиля

На выставке экспонированы работы на иконных досках, на холсте, графика, объекты из керамики и текстиля

Какой идеей объединены выставленные работы?

Алиса: Выставка посвящена феномену взгляда – это то, на что мы не обращаем внимания в обычной жизни. Но Шамилю тема стала особенно интересна. Он создает вокруг зрителя сакральное пространство и поднимает вопросы, что же такое взгляд, как мы не него реагируем, как он на нас влияет. Одной из смысловых линий проекта становится обращение к образам смерти, сна и сексуальности, которые зависят от акта смотрения. Еще интересен медиум, с которым работает Шамиль: выставлены работы и на иконных досках, и классические на холсте, также графика, объекты из керамики и текстиля. На мой взгляд, таких смелых и искренних проектов почти нет в той действительности, в которой мы оказались сегодня. Для меня как куратора важно, что у нас, правда, получилась полифония – здесь очень много переплетающихся тем.

Название выставки «Неотменимая модальность видимого» – фраза из романа Джеймса Джойса «Улисс». Здесь важно, что в этом произведении много отсылок к «Одиссее» Гомера. С одной стороны, наш проект тоже обращается к античности, с другой – сама фраза означает, что все, что мы видим, реально и, более того, наш взгляд может оказывать влияние на окружающий нас мир.

Шамиль Шааев: «Хочу, чтобы в Уфе была современная инфраструктура для искусства»

Шамиль: Это название – некий коридор аллюзий и цитат. Алиса его нашла в книге Жоржа Диди-Юбермана «То, что мы видим, то, что смотрит на нас». Юберман опирался на роман Джеймса Джойса «Улисс» и сформировал свою концепцию видения, а про цитатную ткань текста этого романа лучше вообще не начинать разговор (смеется). Конечно, я не думал ни об Юбермане, ни о Джойсе во время работы, но мои произведения также полны цитат, в том числе из христианской и античной иконографии. Речь идет об акте видения, которое спотыкается о тело и его сексуальность, об акте видения, которое апеллирует к чувственности. Нужно понимать, что разговор о сексуальности в условиях крепчающей в обществе стигмы сегодня вообще-то опасное мероприятие. В контексте современных реалий мы столкнулись с определенными сложностями с использованием слов «секс», «эротика» и «икона» в экспликациях и текстах к выставке. Это, к сожалению, повсеместно. Но, как заявлено в названии выставки, модальность видимого неотменима: иконные доски будут обнаружены как иконные доски, а сексуальность – как сексуальность. Все, что мы отказываемся видеть и называть – будет увидено и названо.

Выставка Шамиля Шааева «Неотменимая модальность видимого»

Даты проведения: 1 февраля – 5 марта 2023

Площадка: г. Москва, ММОМА, Гоголевский бульвар, 10. Залы ШСИ

Куратор: Алиса Николаева

Куратор программы поддержки молодого искусства ММОМА: Дарья Камышникова

18+

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: