В декабре в Уфе выставкой Евгении Мальцевой «Русская хтонь» начнет работу Посольство музея современного искусства ZAMAN. О концепции события и предстоящем открытии рассказали ижевская художница Евгения Мальцева и куратор Мария Филатова.
Мария Филатова, куратор выставки |
Когда ждать открытия посольства ZAMAN? Почему именно сейчас?
Мария: На протяжении нескольких лет мы «вспахивали» культурное поле Уфы, а благодаря публичной программе и выставкам стали узнаваемыми среди горожан. Продолжаем развивать существующее арт-сообщество и проводить события в уфимских галереях и других значимых локациях – этой стратегии будем придерживаться и в дальнейшем.
Но теперь к нам в ZAMAN можно будет прийти в любое время: 18 декабря в нашем павильоне в «Арт-квадрате» открывается книжный магазин, а 20 декабря приглашаем на первую выставку и концерт. Кстати, это не единственные функции площадки – на обоих этажах мы планируем в дальнейшем самые разные, параллельные друг другу мероприятия, встречи, лекции и многое другое.
Первая выставка Посольства – персональная, она посвящена работам художницы из Ижевска Евгении Мальцевой – личности в некотором смысле легендарной, участнице множества выставок в России, Европе, США, которая по праву входит в топ-100 лучших молодых художников России по версии агентства InArt. В 2012 году ее проект «Духовная брань» в галерее Марата Гельмана в Москве наделал много шума: показался «представителям общественности» слишком смелым.
С экспозиции «Русская хтонь» мы начинаем постепенно знакомить зрителей с коллекцией идеолога ZAMAN Марата Ахметшина, человека, который несколько лет назад запустил весь проект музея современного искусства.
В выставку вошли не все работы Жени из коллекции, есть и другие не менее незабываемые – когда-нибудь и их покажем.
Зачем городам нужны частные музеи современного искусства?
Мария: Частные институции, частные музеи и центры – гибкая структура, которая может позволить себе определенную свободу и даже эксперименты в выборе тем, контекстов и участников. Частный музей – это прямой диалог со зрителем без переводчика, он динамично развивается и влияет на общекультурный уровень.
Почему открытие нового выставочного пространства стартует именно с работ Евгении?
Мария: Я часто думаю, как вообще возникает искра, первая идея проекта и выставки. Это творческий процесс. Возможно, из вибраций воздуха, из мыслей и эмоций, которые порой рождаются у автора идеи или, как в нашем случае, одновременно в головах нескольких представителей нашей команды. Куда же мы все без русской хтони?
А еще меня поразило в свое время искусство Жени и сама ее личность: талантливый человек, сильные работы, с ней хочется бесконечно беседовать, что-то придумывать, делать проекты. Меня поразили ее живописные вещи, графика, совершенно невероятные доски, которые она вспарывает жесткой щеткой на шуруповерте, выжигает, кажется, почти выгрызает, придает очертания архаическим ликам мадонн-идолов, закутывает в ткани-простыни. В этих работах столько энергии, притягательности и вековой природной силы. Но нет намеренной провокационности – это большая, серьезная тема, от которой не укрыться. Сочетание эмоций и образов, рожденных в сознании художницы, можно связать с ее корнями: прапрадед Евгении был старовером из Астраханской губернии, а его жена – цыганкой. Генетическое переплетение выразилось в характере и творчестве.
Евгения Мальцева, художница |
Расскажите о концепции «Русской хтони». Что это?
Евгения: «Хтонь» с древнегреческого – «земля, почва». Термин связан с необузданными силами природы и царством мертвых, но для меня это про силу природы в нашей душе. Внутри человека есть неконтролируемые чувства, с которыми он борется – вот эта постоянная битва и отражена в моих холстах. «Хтонические силы» нельзя однозначно назвать отрицательными, разрушительными, это наше общее внутреннее состояние – духовное и эмоциональное.
Выставка – это картины разных проектов из коллекции Марата Ахметшина, по названию заглавной картины мы решили их объединить, поскольку эта тема пронизывает все мои работы. Многофигурную композицию «Русская Хтонь» стоит воспринимать как единое тело, единый дух русского человека.
Мария: Центральное полотно попало в коллекцию прямо из мастерской. Мы зарезервировали ее еще в процессе рождения, и в этом был определенный риск: творческие личности свободолюбивы – неизвестно, что получится в итоге. Но мы не прогадали.
Настроение выставки отражено в названии: каждый прочувствует «хтонь» по-своему, и не надо этого бояться. Что может быть пугающего в том, что исторически, уже много веков есть часть нас и отражение российской действительности? Мы приглашаем порефлексировать на серьезные темы про опасную бодрящую жуть, которая оказывается и метафорой, и реальностью.
Что ждет гостей на выставке?
Евгения: В Уфе на открытии будет концерт с участием моей подруги Анастасии Мартьяновой и группы «Удмуртская тоска», а экспозиция сопроводится их песней «Русское небо».
Если слушать песню и одновременно смотреть на мою картину, эффект от того, что мы хотим донести, усиливается: настолько «пробивает», что выходишь просто с трясущимися руками. Как выяснилось потом, когда я писала «Русскую Хтонь», Настя создавала «Русское небо» – мы одновременно, не сговариваясь, написали одно произведение в разных формах искусства.
Мария: Помню, в мой очередной приезд, когда работа была почти закончена, Женя усадила меня перед ней и включила песню «Русское небо». Меня поразило, насколько в унисон они действуют – живописец и музыкант. Работа (а мне она напоминает Пергамский алтарь с вечной битвой богов и героев) будто ожила под действием музыки – и мы погрузим в это ощущение зрителей.
Какие еще ощущения может вызвать экспозиция?
Евгения: Тем, кто не умеет проживать сильные эмоции, например, страх, будет очень тяжело. Те, кто «привык» к ромашкам, голубому небу и иной благодати, часто избегают серьезных чувств: они не могут их принимать и в своей жизни, и в искусстве – скорее всего, им будет непросто.
Никто не учит нас проживать сложные чувства, они накапливаются, подавляются и прорываются – что и есть хтонь. Это может привести к саморазрушению – человек начинает болеть, может взять оружие и начнет стрелять в других. Всем нам очень важно проживать свои чувства – в этом помогает искусство.
Мария: Приглаженное, без острых углов искусство всегда воспринимается спокойно или равнодушно. Мы же показываем искусство мощное, качественное, искреннее, оно поднимает важные и противоречивые темы. Думаю, будет много эмоций.
Как лучше «понять» выставку?
Мария: Как обычно на наших выставках, будет общая экспликация – она расскажет о художнике и ее идеях. Мы подготовили аудиогид с подробным текстом по рассказам Жени Мальцевой о своих работах, истории их создания. Плюс, наведя камеру смартфона на qr-код в экспозиции, зрители услышат ту самую песню «Русское небо» в исполнении Насти Мартьяновой.
Как шла подготовка к выставке?
Мария: На этом этапе важно погрузиться в тему, вступить в резонанс с творчеством автора, выслушать, считать его эмоцию, и передать его творческое настроение зрителю. Ведь куратор – это медиатор между художником и зрителем. Здесь важно и художника показать с его идеями, и свою концепцию, и экспозицию сохранить.
Мне очень нравится форма работы, которую мы выработали в ZAMAN. Как куратор я свободно общаюсь с художником при создании концепции, которую затем защищаю перед командой Посольства, перед Маратом Марсовичем и перед самим художником. В процессе каждый высказывает свое видение, которое может оказаться очень ценным. Так, в нашей выставке воплощено нестандартное и, кажется, очень удачное предложение Марата Марсовича по экспозиции, которая работает и со зрителем внутри нее, и с теми, кто еще не вошел в пространство.
Евгения: Мы готовились к выставке полтора года: встречались, обсуждали, выбирали. Встретить «своих людей» – невероятное везение: вы думаете в одном поле и полностью понимаете друг друга. В Уфу приеду с большим удовольствием, мне нравится город и команда ZAMAN, я в восторге от всех, кто занимается подготовкой к предстоящему открытию.
16+
Текст: Алиса Красноярская, фото: личные архивы героинь
Комментарии (0)