Лекции по искусству художника и преподавателя Вадима Халитова стабильно собирают полные залы. В чем секрет? Раз – в легкой и обаятельной подаче. Два – в нетривиальном выборе героев. Три… Хотя нет: лучше дадим слово самому Вадиму.
Как родилась концепция проекта?
Я читаю лекции около пяти лет: сначала преподавал в государственной художественной школе, потом перешел в частную. Позже познакомился с бывшей кураторкой «Метронома», и она пригласила выступить у них в пространстве.
На первое мероприятие пришло человек двенадцать – и некоторые говорили мне: кому будет интересен такой формат? Нужно наливать вино или предлагать кальян, чтобы люди захотели прийти. Но следующая лекция собрала уже под сорок слушателей, и впоследствии башня Потребсоюза всегда была полна народу.
Дальше я начал сотрудничать с «Эрой» и «Родиной». Сейчас на каждое выступление приходит до семидесяти человек – но это все равно не очень много, хотелось бы больше.
Что для этого нужно, по-вашему?
Сложный вопрос. Конечно, можно рассказывать о Ван Гоге, Дали и Пикассо: кассовые темы всегда пользуются спросом. Но мне неинтересно рассказывать одно и то же. Все-таки у проекта образовательная, а не популистская цель. Поэтому в качестве героев я выбираю ярких не всегда популярных личностей, оказавших влияние на искусство.
Каждая лекция посвящена двум-трем персонажам. По какому принципу вы компонуете их между собой?
Точки соприкосновения могут быть разными. Свой цикл я выстраиваю в хронологическом порядке: понятно, что Малевич находится рядом с Родченко и оба уничтожали традиционное искусство. Кандинского я объединил с Шагалом – они лиричные, витают в мире фантазий. Или это могут быть художники соседних поколений: один начал течение в искусстве, второй его продолжил.
Куда еще сходить в Уфе, если хочешь больше узнать об искусстве?
Ниша доступных лекций по изобразительному искусству у нас в городе пустая и никто не стремится ее занять. Кажется, из искусствоведов младше пятидесяти и без Альцгеймера – в общем-то я один. (Смеется.) Есть хороший лекторий в музее Нестерова – но мне рассказывали, что туда приходит немного людей. Почему? Во-первых, не самая удобная локация. Во-вторых, время проведения: лично я в шесть часов работаю – думаю, как и большинство людей. Поэтому свои лекции стараюсь ставить на более позднее время, чтобы все желающие могли попасть. Та же история с выставками: почему обязательно устраивать открытие выставки в шесть вечера в четверг? Ведь можно сделать это в пятницу или субботу. Но художники старшего поколения привыкли по субботам уезжать на дачу. Так что конкретные мероприятия не подскажу.
А книги, подкасты, телеграм-каналы?
У издательства Ad Marginem выходят крутые книги по искусству: они переводят на русский популярных и важных авторов. Еще я всегда советую передачу «Искусственный отбор» на канале «Культура», сюжеты по десять-пятнадцать минут удобно смотреть, пока пьешь кофе утром или едешь куда-то. Очень нравятся лекции от «Гаража» – их так много, что хватит на пару лет.
Комментарии (0)