18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Евгения Васильева: «Меня очень впечатлили рассказы о башкирских пчелах»

Искусствовед, почетный член Российской академии художеств и художник в области современного искусства, за плечами которой более 30 персональных выставок по всему миру, привезла в Уфу серию работ «Бурзянская пчела».

Откуда возникла идея такой выставки?
Меня очень впечатлили рассказы о башкирских пчелах: они переживают суровые морозы и селятся в лесу. В этом образе я увидела некого проводника в мир истинный и правильный, который сможет стать путеводителем для человека через иллюзорную реальность современности. Стоит человеку уподобиться пчеле, сконцентрироваться на том, что полезно для него и окружающих, и тогда возможно познать сущность вещей.
По-вашему, пчелы – это некая аллегория поиска смысла жизни?
Можно так сказать. Я рассуждаю о поиске энергии жизни в этом огромном мире добра и зла. Подобно тому, как пчелы ищут нектар, крупица за крупицей, выживают в суровых условиях, человек проходит пути своего становления для познания себя и окружающего мира.
Вы всегда закладываете глубинные смыслы в своем творчестве?
А как иначе? Искусство заставляет нас размышлять, искать ответы, себя. Конечно, понимание этого пришло ко мне со временем, но все началось с того момента, когда я впервые взяла в руки кисть.
Что вы тогда почувствовали?
Нечто невероятное, будто мне в руки дали ключ, который открывает все двери.

Из серии «Бурзянская пчела»

Из серии «Бурзянская пчела»

Из серии «Бурзянская пчела»

Из серии «Бурзянская пчела»

Из серии «Бурзянская пчела»

Из серии «Бурзянская пчела»

Из серии «Бурзянская пчела»

Из серии «Бурзянская пчела»

Вы пробовали себя в нескольких видах искусств. Почему остановились на живописи?
Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Ведь ребенок тянется к чего-то интуитивно, не анализируя, почему ему нравится именно это, а не другое. Конечно, в детстве я пробовала себя в разном творчестве, но живопись понравилась мне своей неограниченностью. В хореографии и вокале многое зависит от физических данных, а в искусстве ты свободен.
С какой критикой вы столкнулись, когда только начинали?
Честно говоря, уже и вспомнить сложно. Знаете, не критикуют того, кто ничего не делает. А если заявляешь о себе, обязательно найдутся люди, которым это понравится и не понравится. Для себя я решила, что должна иметь разностороннее образование в сфере искусства: окончила аспирантуру факультета искусств МГУ, получив специализацию искусствоведа, в Англии – магистратуру по специальности «художник в области современного искусства», Британскую школу дизайна по направлению «куратор».

Если заявляешь о себе, обязательно найдутся люди, которым это понравится и не понравится

Достаточно взглянуть на ваши работы за разный период, как становится очевидно, что вы уходите от ярких цветов и четких образов к черно-белым оттенкам. С чем это связано?
Я не отказалась от обилия цвета, продолжаю творить в этом ключе и сейчас. Работы, представленные в Уфе, были созданы в период, когда я активно изучала постмодернистскую философию, меня заинтересовали вопросы правды и лжи, которые для меня раскрываются в черно-белых тонах или ярком цвете полотен, лишенных фигуративной формы. Такой стилистический подход мне видится уместным для отображения постмодернистской реальности, наполненной различными искажениями истины, неточностями, фантазмами.
Говорят, что картины – это отражение современности. Если смотреть на ваши работы, каким предстает мир?
Сложным, многообразным и, пожалуй, иллюзорным.

Из серии арт-фото

Из серии арт-фото

Из серии скульптур

Из серии скульптур

Из серии скульптур

Из серии скульптур

Вы окончили юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, работали руководителем аппарата Минобороны. Как юридическая карьера может сочетаться с творчеством?
Возможно, для кого-то это прозвучит странно, но я считаю, что именно благодаря работе в сфере юриспруденции мне удалось сформировать особый стиль. В своих работах я уделяю внимание не только иррациональному, художественному, но и рациональному. Зачастую прочитанное и становится источником вдохновения, ведь с помощью искусства я перерабатываю рациональное знание, чтобы оно стало доступно каждому, ведь искусство – это универсальный язык.
Как, по вашему мнению, этот «универсальный язык» развивается в России сейчас?
Для развития необходимы серьезные вложения и сложившийся рынок искусства, в России он есть, но пока очень маленький, поэтому и развитие, соответственно, медленное. Тем не менее новые арт-ярмарки запускаются, и не только в Москве, проводятся фестивали и конкурсы, а это положительный тренд.

Выставка «Бурзянская пчела» пройдет в Национальном музее Республики Башкортостан с 1 февраля по 27 апреля 2022 г. Творческое имя Евгении Васильевой – Eva. Ее картины есть в коллекции французского модельера Пьера Кардена. В данный момент она изучает теологию в Свято-Тихоновском университете. Опубликовала порядка 20 монографий, содержащих ее произведения. В юности писала стихи, в 2013 году стала самым издаваемым поэтом в России: общий тираж книг составил 2 млн 700 тыс. экземпляров.

Купить журнал:

Выберите проект: