Искусствовед, почетный член Российской академии художеств и художник в области современного искусства, за плечами которой более 30 персональных выставок по всему миру, привезла в Уфу серию работ «Бурзянская пчела».
Откуда возникла идея такой выставки?
Меня очень впечатлили рассказы о башкирских пчелах: они переживают суровые морозы и селятся в лесу. В этом образе я увидела некого проводника в мир истинный и правильный, который сможет стать путеводителем для человека через иллюзорную реальность современности. Стоит человеку уподобиться пчеле, сконцентрироваться на том, что полезно для него и окружающих, и тогда возможно познать сущность вещей.
По-вашему, пчелы – это некая аллегория поиска смысла жизни?
Можно так сказать. Я рассуждаю о поиске энергии жизни в этом огромном мире добра и зла. Подобно тому, как пчелы ищут нектар, крупица за крупицей, выживают в суровых условиях, человек проходит пути своего становления для познания себя и окружающего мира.
Вы всегда закладываете глубинные смыслы в своем творчестве?
А как иначе? Искусство заставляет нас размышлять, искать ответы, себя. Конечно, понимание этого пришло ко мне со временем, но все началось с того момента, когда я впервые взяла в руки кисть.
Что вы тогда почувствовали?
Нечто невероятное, будто мне в руки дали ключ, который открывает все двери.
Вы пробовали себя в нескольких видах искусств. Почему остановились на живописи?
Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Ведь ребенок тянется к чего-то интуитивно, не анализируя, почему ему нравится именно это, а не другое. Конечно, в детстве я пробовала себя в разном творчестве, но живопись понравилась мне своей неограниченностью. В хореографии и вокале многое зависит от физических данных, а в искусстве ты свободен.
С какой критикой вы столкнулись, когда только начинали?
Честно говоря, уже и вспомнить сложно. Знаете, не критикуют того, кто ничего не делает. А если заявляешь о себе, обязательно найдутся люди, которым это понравится и не понравится. Для себя я решила, что должна иметь разностороннее образование в сфере искусства: окончила аспирантуру факультета искусств МГУ, получив специализацию искусствоведа, в Англии – магистратуру по специальности «художник в области современного искусства», Британскую школу дизайна по направлению «куратор».
Достаточно взглянуть на ваши работы за разный период, как становится очевидно, что вы уходите от ярких цветов и четких образов к черно-белым оттенкам. С чем это связано?
Я не отказалась от обилия цвета, продолжаю творить в этом ключе и сейчас. Работы, представленные в Уфе, были созданы в период, когда я активно изучала постмодернистскую философию, меня заинтересовали вопросы правды и лжи, которые для меня раскрываются в черно-белых тонах или ярком цвете полотен, лишенных фигуративной формы. Такой стилистический подход мне видится уместным для отображения постмодернистской реальности, наполненной различными искажениями истины, неточностями, фантазмами.
Говорят, что картины – это отражение современности. Если смотреть на ваши работы, каким предстает мир?
Сложным, многообразным и, пожалуй, иллюзорным.
Вы окончили юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, работали руководителем аппарата Минобороны. Как юридическая карьера может сочетаться с творчеством?
Возможно, для кого-то это прозвучит странно, но я считаю, что именно благодаря работе в сфере юриспруденции мне удалось сформировать особый стиль. В своих работах я уделяю внимание не только иррациональному, художественному, но и рациональному. Зачастую прочитанное и становится источником вдохновения, ведь с помощью искусства я перерабатываю рациональное знание, чтобы оно стало доступно каждому, ведь искусство – это универсальный язык.
Как, по вашему мнению, этот «универсальный язык» развивается в России сейчас?
Для развития необходимы серьезные вложения и сложившийся рынок искусства, в России он есть, но пока очень маленький, поэтому и развитие, соответственно, медленное. Тем не менее новые арт-ярмарки запускаются, и не только в Москве, проводятся фестивали и конкурсы, а это положительный тренд.