18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Голый завтрак: уфимской художнице угрожают отрубить пальцы за рисунки башкир

UPD. Материал обновлен: добавлен комментарий Главы республики Радия Хабирова, данный в ходе еженедельного оперативного совещания в правительстве. 

В уфимском медиапространстве разразился скандал. Художница Алён Савельева опубликовала серию рисунков с полуобнаженными героями в традиционной башкирской одежде. В ответ на девушку посыпались угрозы: пользователи соцсетей обвинили ее в глумлении над национальной культурой. Мы спросили известных уфимцев, что они думают по этому поводу.

Работа Алён Савельевой

Работа Алён Савельевой

Радий Хабиров, Глава Республики Башкортостан

У меня у самого бабушка, у нее селтэр был — это для женщины очень важный элемент национальной одежды, и вот так по-скотски это рисовать — мне не нравится очень. Давайте аккуратнее будем с этими вещами: национальные отношения — самая тонкая грань. Кто этого не понимает — не достоин здесь сидеть. Надо быть очень аккуратными. Для некоторых людей это глубокое оскорбление, некоторые могут сказать, что художник так видит. Но я считаю, что это очень плохо.

Работа Алён Савельевой

Работа Алён Савельевой

Ростислав Мурзагулов, председатель Общественной палаты Республики Башкортостан

Искусство может нравиться и не нравиться – это совершенно нормально. Для меня вопрос не в том, хороши рисунки Алён Савельевой или плохи. Я категорически против того, чтобы какие-то националисты пытались быть вершителями судеб, подменять собой власть и выступать в роли главного медиа-рупора. Их разговоры о том, что нужно наказать художницу, неприемлемы. Я считаю, что судить и преследовать следует не Алён, а людей, которые позволяют себе такое. Есть законы Российской Федерации, подзаконные акты РБ: они и должны определять, как функционируют разные отрасли, в том числе культура. Если художница не нарушила закон, ее работы можно оценивать только в категориях «понравилось / не понравилось». Это главное, что покоробило меня в ситуации. А сами рисунки вызвали улыбку: я увидел в них хорошее и чистое отношение к башкирскому народу.


Никакой агрессии в творчестве Савельевой нет – в отличие от тех, кто ее критикует

Виолетта Ибатуллина, совладелица галереи «Мирас»

«Мирас» давно сотрудничает с Алён Савельевой. Художница много раз участвовала в групповых проектах галереи – например, в Ночи музеев, читала у нас лекции по современному искусству. Нападки на нее в интернете неприятно удивили: это какая-то охота на ведьм. Лично мне серия кажется хорошей: интересная идея, удачный формат, узнаваемый стиль. Кстати, это мнение поддерживают многие: на данный момент все работы раскуплены. Для кого-то творчество Алён провокационно – но современные художники часто бывают и провокационны, и эпатажны. Почаще ходите на выставки, тренируйте насмотренность, расширяйте кругозор.

Работа Алён Савельевой

Работа Алён Савельевой

Расих Ахметвалиев, заслуженный художник Республики Башкортостан

Картинки веселые, я видел их на фейсбуке и ставил лайки – правда, не на все. Мне нравится символичность образов. Например, рисунок с танцующей у шеста девушкой. Стоящие внизу мужчины в национальных костюмах символизируют традиционную башкирскую культуру. Они удивленно глазеют на полуобнаженную танцовщицу (она же – Муза, новая культура). Алён подает все красочно, по-детски, без пошлости и агрессии. Действие цикла происходит в уютной, отчасти сказочной среде.

На мой взгляд, искусство в Башкирии не может вечно оставаться в этнических рамках. Уверен, даже в глухих аулах молодежь сегодня не поет народные песни и не танцует под курай. Культура обновляется.


Алён нашла свой контекст подачи, столкнув старые национальные клише с новыми веяниями, проникающими в реальную жизнь

Игорь Савельев, писатель

Ситуация с Алён Савельевой очень меня тревожит. Причем даже не в контексте самой художницы – надеюсь, после многочисленных выступлений в ее защиту с ней все будет в порядке. Проблема в том, куда движется общество Башкортостана: мы попали в ловушку оскорблений. Нас оскорбляет все. Например, полгода назад чуть не снесли стелу, посвященную правам человека, потому что там были надписи не на всех государственных языках. Я не связываю это именно с башкирским или в принципе этническим вопросом. Завтра мы начнем оскорбляться по религиозному признаку, послезавтра еще по какому-то. Каждый раз это связано с угрозами насилия: не исключено, что рано или поздно дойдет не только до слов. Мы выпускаем джинна насилия из бутылки.

Россия входит в зону турбулентности: смена политического и идеологического режима, вероятно, не за горами, и особенно сильно будет «трясти» на национальных окраинах. Поэтому, пожалуйста, давайте держать себя в руках и не хвататься за кинжалы – по крайней мере, из-за невинных и позитивных картин.

Работа Алён Савельевой

Работа Алён Савельевой

Тансулпан Буракаева, кинорежиссер

Работы Алён – острая сатира. Мы много лет наблюдали лубочные картинки башкир в ярких костюмах: кипели сабантуи, в синтетических юртах под звуки курая чиновники пили кумыс – и в то же время сокращались часы башкирского языка, закрывались школы... Проблемы скрывали, словно баннерами с красивыми фасадами во время больших мероприятий. Даже изображенные на рисунках шапки с лисьими хвостами, еляны с люрексом, нагрудники с фантазийными узорами – это не традиционный костюм, а его сценическая интерпретация. Вот эту картинку, порядком всем поднадоевшую, и изобразила Алён. А за ней – обычные люди, которым «не чуждо ничто человеческое».
Для многих башкир такое изображение действительности стало травмирующим. Сработало когнитивное искажение: «Мне это отвратительно, значит, это не искусство». Но искусство не обязано ласкать взгляд.

Обсуждение перешло на личность самой художницы: ее внешности, сексуальной ориентации, личной жизни. Зазвучали призывы высечь ее, облить лицо кислотой, отрубить руки – и все это писали обычные люди. Травля – это очень плохо, даже если человек тысячу раз не прав.
Я понимаю чувства тех, кто оскорблен. Многих покоробило, что представительница другой культуры использует национальные символы. Попытки указать башкирам, что это не должно их оскорблять – считаю явлением колониальным: только сами башкиры имеют право решать, что является для них оскорбительным, а что – нет. Очень огорчает, что многие стали называть башкир пещерными людьми, приматами. Небрежное использование представителями других культур национальных символов (одежды, еды, музыкальных инструментов) может задеть чувства народа, которому эти символы принадлежат. Важно об этом говорить.


Но предлагаемые участниками дискуссии меры: ввести цензуру, изымать и уничтожать картины – недопустимы

Камиль Бузыкаев, карикатурист

Оценивать коллегу – дело неблагодарное: сам я тоже не идеален. Как художник не вижу в рисунках Алён ничего особенного, это уровень первого курса педучилища. Анилиновые цвета, особых познаний в анатомии нет, какой-то невероятной композиции – тоже. Но ведь главная задача искусства – вызывать у людей эмоции. С этой точки зрения работы получились очень хорошие: уже четвертые сутки пылают станицы. Я был в похожей ситуации, когда разразился скандал вокруг моего рисунка про Казань. Могу сказать, что на этой волне ко мне пришло много новых подписчиков именно из Татарстана. Или случай, когда я нарисовал карикатуру «Ругательный Сибай»: в тот же день от меня отписалось 400 человек. Правда, уже через пару дней они все вернулись обратно.

Как башкиру творчество Алён не кажется мне оскорбительным. Наше общество непрерывно развивается, а развития без ошибочных шагов не бывает. Правильными или ошибочными были шаги Савельевой – покажет время.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: