Дим Тулунгужин – автор фотопроектов «Красная зона», «Ренессанс» и «Я/Мы близнецы». Сейчас проходит его фотовыставка, посвященная работе врачей в ковид-госпиталях. Мы поговорили с Димом о его новом проекте и заодно выяснили, почему он снимает только портреты, как работать со страхом камеры и что нужно начинающему фотографу, чтобы выделиться из толпы.
Кем из современных фотографов вы восхищаетесь?
Если честно, никем. Фотография – очень своеобразный вид искусства. Каждый день мы видим огромное количество снимков и можем не знать их авторов. И это совершенно нормально: нам незачем их знать. В фотографии есть идея, посыл, сюжет – все, что позволяет считать ее частью искусства. Но зачастую не так важно, кто ее автор. В этом принципиальная разница фотографии и изобразительного искусства.
Где вы обучались фотографии?
В детстве я учился в художественной школе. Затем, много лет спустя, поступил на худграф в БГПУ. Там часто рисовал портреты: сначала с натуры, затем с фотографий. В какой-то момент понял: для того чтобы написать хороший портрет на холсте, нужна качественная портретная фотография. Таких снимков у людей практически не было, а с теми, которые мне давали, работать было очень сложно. Тогда я подумал: ведь можно самому выставить свет, сфотографировать человека и с этого снимка писать портрет. Идея оказалась так себе, зато появились мои первые портретные фотосессии.
С тех пор из изобразительного искусства я ушел в фотографию. Кстати, поэтому и выбрал для себя жанр портретной съемки: я делал портреты еще до того, как начал их снимать. Только на холсте, углем или карандашами. И вот, взяв в руки фотоаппарат, я понял, что фотография – самый простой и удобный способ создания портретов.
Как родился проект «Красная зона»?
В апреле я, как и весь город, сидел на самоизоляции. Делать было нечего, снимать я не мог, поэтому начал думать, чем займусь, когда карантин закончится. Было очевидно, что вся эта ситуация должна найти отражение в моем творчестве. Так и появилась идея фотографировать врачей и записывать их рассказы о работе. Как только сняли ограничения, я начал действовать.
Где вы находили героев?
Выложил в инстаграме пост о том, что ищу врачей для съемок. И он прекрасно сработал: люди присылали мне контакты, отмечали знакомых медиков в комментариях. Мне оставалось только связаться с ними и договориться о встрече в мастерской.
Самым сложным было подстроиться под график врачей, они работали вахтами: две недели проводили в больнице, еще две – на самоизоляции. Мне нужно было умудряться как-то перехватывать их в перерывах.
Как изменилось ваше отношение к пандемии за время съемок?
Мое отношение к пандемии менялось постоянно, как и сама ситуация с вирусом. Сначала я думал, что летом все закончится. Потом стало понятно, что все намного серьезнее и затянется до 2021 года точно. Сейчас я могу сказать уверенно: каждый из нас в гораздо большей опасности, чем весной. Но мы этого не ощущаем, потому что не видим то, что происходит в больницах и в отделениях скорой помощи.
Расскажите, что такое фотодень и как появилась его концепция?
Все очень просто. Я не могу себе позволить регулярно заниматься коммерческими съемками – это сильно отвлекает от творческих проектов. Раньше, когда кто-то хотел у меня сфотографироваться, я бросал все дела и занимался только этим человеком. Но в какой-то момент понял, что можно отказаться от коммерческих съемок и лишь иногда выделять для них специальные дни. Теперь, когда у меня есть свободное время, я объявляю фотодень и приглашаю в мастерскую всех, кто хочет сделать портрет.
Если человек нефотогеничен, стесняется камеры, как ему получить красивые фотографии?
Хороший портрет можно получить только через принятие себя. Да, иногда это сложный и долгий процесс, но только полюбив себя, можно стать фотогеничным. И никак иначе.
В чем ваше принципиальное отличие от других фотографов?
Думаю, само понятие «фотограф» очень размыто. Раньше считалось так: у тебя есть фотоаппарат и ты создаешь контент – значит, ты фотограф. Но сейчас у каждого из нас в кармане лежит вполне себе мощная фотокамера, способная создавать качественные снимки. Получается, сегодня фотограф – это любой человек. Вот и я считаю себя обычным человеком, у которого есть камера. Просто у меня на нее накручен портретный объектив и есть определенные художественные навыки.
Опишите свой стиль съемки тремя словами.
Перфекционизм, гармония и эстетика.
Работа влияет на ваше восприятие реальности? Можно ли говорить о какой-то профдеформации?
Наверное, через это проходит каждый, кто увлекается фотографией. Гуляешь по улице и мысленно выстраиваешь композицию кадра, думаешь над перспективой, замечаешь интересные цвета. У меня так было раньше – когда я изучал другие виды съемок, кроме портретной. Сейчас уже все, отпустило.
Сегодня фотографией занимается, грубо говоря, каждый второй. Как начинающему автору выделиться из толпы и начать много зарабатывать?
Готового рецепта нет. Нужно начать, а дальше все будет понятно: либо найдешь свою дорогу, либо нет. Я бы советовал не думать о деньгах на начальном этапе. А потом вариантов монетизации очень много. Как я уже говорил, сегодня любой человек – фотограф: у каждого есть уникальный инструмент для создания снимков потрясающего качества. Все дело лишь в таланте: он или есть, или его нет.
Уже появились идеи для новых проектов?
Идеи есть, и очень интересные. Будет второй сезон проекта «Я/Мы близнецы», а еще кое-что совершенно новое: подробности узнаете чуть позже.
Комментарии (0)