18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Зачем стрит-артист Владимир Абих повторил работу Тимофея Ради с горящими буквами FUTURE, которую считают плагиатом

В июле екатеринбургский стрит-артист Тимофей Радя представил свою новую работу: горящее слово Future — этот образ стал ключевым для промоушена фестиваля Beat film festival, а также появился на мерче ивента. Однако оказалась, что такая же работа уже была сделана в 2010 и 2012 годах. «Собака.ru» поговорила о ситуации и вторичности в искусстве с художником Владимиром Абихом, который сделал на Сахалине «оммаж» «оммажу», повторив работу Ради и запустив тем самым флеш-моб. 

 

Владимир Абих, стрит-артист

С одной стороны, «Огонь должен жечь» — это самая красивая работа Ради, а с другой стороны — самая спорная. Потому что сам образ горящего будущего — это метафора настолько буквальная, что на shutterstock можно найти нечто похожее: на листе бумаге написано Future и этот лист горит. Учитывая, что эта метафора уже была реализована в работах Филиппо Минелли (2010 год) и Сантьяго Сьерры (2012 год) очень странно, что Радя не указал это в аннотации. Мало кто читает комментарии в Facebook, при этом работа активно разошлась, потому что она действительно эффектная. Кстати, я и сам до этой истории не знал, что Минелли сжигал будущее. Нам с Сашей Мущенко показалось, что история некрасивая, хотя мы очень уважаем Тимофея, лично на меня он сильно повлиял как художник.

Мы решили, если Тимофей позволяет себя такие штуки, то и мы можем сжечь Future. Но наша работа, в отличие от работы Ради, уже не про сжигание будущего, а о вопросе повторов в искусстве, о возможности и невозможности создать что-то новое, про этику упоминаний. Если идет прямое копирование, я считаю этично и правильно указывать, что это оммаж, повтор и объяснять, почему ты его сделал. Я написал большое письмо Раде, а когда перечитал его, то понял — общаться надо работами.

 


Тимофей Радя

Стрит-артист

Текст из Facebook художника: Не знаю, что сказать. Я девять лет думал об этом образе, но и представить не мог, каким ******** он окажется. Невозможным? Такое чувство было с самого начала. Впервые идея появилась зимой 2012-го, атмосфера тогда была горячей — Болотная площадь, третий срок, напряжение искрило в воздухе. Перейти грань невозможного — один шаг. Мне хотелось видеть образ, состоящий из трех вещей: бесконечного заснеженного поля, монументальности слова и меткого броска коктейля молотова. Коктейль есть коктейль, буквы мы тоже построили, а вот найти подходящую локацию оказалось сложно, да и зимний монтаж — жанр особый. Момент ушел.

Неповторимым? Хотелось так думать, но летом 2012-го я узнал, что Сантьяго Сьерра сжег слово Future в Валенсии. Это простое слово, простой ход, совпадение висело в воздухе. Но всё равно, я очень удивился и обрадовался ему. Сейчас меня спрашивают — это что, ремейк, оммаж, цитата его работы? Нет, но это красивое и важное созвучие. Меня вообще никогда не интересовало, кто что сделал первым. Для меня важно, чтобы слова звучали, я просто проводник. Жаль, конечно, что мы не справились той зимой, но посмотрите вокруг, разве можно представить момент более подходящий, чем 2020? Хотел бы я сжечь будущее, но всё и так сгорело. Надежды оказались иллюзиями, потом и они исчезли, оставив чистое небо. Только сейчас это слово звучит так, как должно, оно обрело свой контекст. Слово стало собой, и оно незабываемо.

Значит, этот образ оказался незабываемым? Для меня да. Но что такое незабываемое? Синоним счастливого мгновения? Или это то, что останется с тобой до конца, удерживающий память каркас, который упадет последним? Или что-то, что открывается, если зайти слишком далеко? Незабываемое — маленький, но очень тяжелый камень, о который запинается время. Так рушится его власть над нами.

Работа Владимира Абиха для bite.festival

Работа Владимира Абиха для bite.festival

Работа Владимира Абиха для bite.festival

Работа Владимира Абиха для bite.festival

Работа Владимира Абиха для bite.festival

Работа Владимира Абиха для bite.festival

Поэтому я решил отзеркалить его жест и создать такую ироничную ситуацию, когда никто не может обвинить меня в плагиате или повторе, потому что я повторил уже повторенную работу, которая тоже в свою очередь была повтором. Несмотря на это мне приходили упреки, что я повторяю. Радя тоже посмеялся над всем этим. Сам Тимофей свою работу, как мне показалось, считает не повтором, а параллельным открытием.

Эта работа была создана для фейкового bite.fest, который мы запустили с Александром Мущенко, куратором фестиваля уличного искусства на Сахалине. Название, с одной стороны, созвучно Beat festival, с другой стороны слово bite в граффити-культуре означает заимствовать чужой стиль, чужие фишки, отсюда глагол «байтить». В перспективе мы действительно хотим создать такой фестиваль — свободную от плагиату зону. Думаю, у многих художников в жизни были такие моменты — ты что-то придумываешь, а потом выясняешь, что эта работа уже была сделана до тебя. Либо придумываешь, тормозишь с реализацией, и ее делает кто-то другой, потому что само время такое — идея витает в воздухе. Поэтому мы хотим дать возможность художникам сделать свои/чужие работы, не опасаясь обвинений в плагиате.

Future from Filippo Minelli on Vimeo.

Instagram-аккаунт нашего фестиваля уже наполняется работами — повторами Бэнкси, Покраса Лампаса и многих других. Кроме того мы инициировали конкурс: предложили каждому сжечь свое будущее. «Куратор Байт феста примерил новый мерч на основе работы Владимира Абиха FUTURE. Если ты хочешь такой же, то добавь в сторис видео с горящим будущим. Можно использовать готовое, а можно сжечь своё — придумай к нему подпись по аналогии «пламя должно пылать», отметь аккаунты @vladimir_abikh и @bite.fest и всё. Лучшие авторы получат футболки и потерянное время...» Мы создали такую парадоксальную ситуацию, что с одной мы сделали повтор но упрекнуть нас никто в этом не в праве, потому что предыдущая работа также была повтором. История с мерчем и промоушеном фестиваля отдельно усугубляет ситуацию. Мы тоже сделали свой мерч и промо своего фестиваля повторов.

Из поста Владимира Абиха в его Instagram-аккаунте: «После недавней работы FUTURE на меня посыпались упреки во вторичности, наглости и повторении чужих работ. В свою очередь, хочу сказать, что планировал сделать эту работу еще в 2005 году на @bite.fest проходящем на Сахалине (скриншоты прилагаются). Тогда я только закончил школу и будущее казалось мне туманом, развеянным над водой, мир сотрясали теракты в Лондоне, смерть Папы Римского, ураган «Катрина» и революция в Киргизии. Увы, проект пришлось отложить, так как работа не удовлетворяла требованиям фестиваля. Прошло 15 лет, будущее сожгли как минимум 3 раза живьем, сделали реэнактмент* в Minecraft и даже выложили на Shutterstock, после этого я понял, что тянуть больше нельзя. Воздух должен наполниться приятной гарью прожигаемого времени».

* Повторение в терминах искусства

Часто искусство в России напоминает цыганщину: кто-то что-то делает на Западе, это добирается до Москвы — такое же делает один художник, а его повторяют региональные художники. Ситуация популярная. Я избегаю прямых повторов, если я знаю откуда растут ноги у работы — я пытаюсь анализировать ее, чтобы что-то добавить. Другими художниками тоже вдохновляюсь — один раз чуть не сделал работу, как у Тимофея Ради, но вовремя вспомнил, что похожая вещь уже была. По-моему, самый этичный выход из ситуации невольного плагиата — это честно сказать: ребята, я не знал, что такое уже было. Бывает, что какой-то художник из Восточной Европы, у которого мало подписчиков делает работу и потом очень сложно отследить, что ее сплагиатили.

Работа Владимира Абиха для bite.festival

Работа Владимира Абиха для bite.festival

Работа Владимира Абиха для bite.festival

Работа Владимира Абиха для bite.festival

Мы сделали сжигание на Сахалине, потому что именно там нас  встретила новость о работе Тимофея. Мы решили что надо действовать быстро, делали в попыхах, но всё сложилось удачно. Еще мы убрали за собой! Нам повезло, что в день ее создания был туман, который добавл ей атмосферы. Надпись была набрана шрифтом Futura, но жирным и наклонным — чтобы не повторяться. 

Работа Кирилла Кто в Музее стрит-арта в 2016 году

Работа Кирилла Кто в Музее стрит-арта в 2016 году

Как еще стрит-артисты цитируют друг друга?

Создатели паблика об уличном искусстве «Тумач» обнаружили, что работа уличного художника Кирилла Кто для летнего сезона Музея стрит-арта в 2016 году почти дословно цитирует работу Филиппо Минелли для фестиваля стрит-арта в польском Катовице — мурал из цветных прямоугольников со словом «Ничего» на разных языках и разными шрифтами. У Кирилла Кто почти тоже самое, но со словом «Непонятное». Забавно то, что в выставке 2016 году в музее принимал участие и Минелли.  Александр Мущенко, на тот момент технический директор Музея стрит-арта, так комментирует это совпадение (орфография и пунктуация сохранены): «Странный кейс, я эту загадку не разгадал. Мне кажется, это какая-то осознанная история. Кирилл был вменяем и адекватен — таким я его не видел ни до, ни после. Он же „фанател“ от Минелли, когда-то. Не мог не знать. Я не исключаю, что видел, а потом забыл — и вот. Либо простебал всех тонко. Или толсто. Короче, мистика».

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: