«Дети любят сюрпризы. Скажите, что вы разводитесь». Эту и другие ироничные, хлесткие, злые фразы вы наверняка видели в центре – на стенах домов, заборах, трансформаторных будках. Их автор с ником unrealskaska принимал участие в росписи двора Довлатова. 24 апреля у него открывается персональная выставка в ТЭЦ «Небо».
Расскажите про выставку.
Торжественно клянусь, что там вы не увидите ни одного убогого пейзажа, которыми обычно восторгаются творческие бездарности. Также не будет ни одного перформанса, из-за которых современных художников принято считать дегенератами. Сразу оговорюсь: качество работ будет максимально *** (низким. – прим.ред.) по исполнению, а содержание – еще хуже. Мне всегда претила вылизанность галерейных экспозиций. Все-таки насколько убого порой выглядит застоявшийся страх художника услышать старое-доброе «***» (очень плохо. – прим.ред.) от зрителя: он заставляет его коверкать душу своих произведений.
Вы поэтому работаете не с визуалами, а с текстом?
Все идеи приходят ко мне в виде готовых фраз. Думаю, у многих так же. Человек придумывает красивую концепцию, а потом пытается трансформировать ее в визуал. Но я считаю, что лучше быть честным и изображать свои задумки в том виде, в каком они рождаются – словами. В контексте моего творчества слова первичны, а визуальные образы – вторичны. Некоторые художники говорят, что пишут картины, а я реально их пишу – буквами.
С чего все началось?
В университете мне было очень скучно, но совесть не позволяла просто играть на компьютере или гулять на улице. Поэтому в качестве полумеры я читал книги. И после какого-то количества накопленной литературы у меня начали рождаться идеи – очень много. Ни одного дня не проходило без какого-то глобального инсайта.
Поделитесь самым главным инсайтом?
Что все бесконечно, во все стороны. Раньше я постоянно думал: зачем я читаю, хожу на лекции, чищу зубы, стригусь, знакомлюсь с кем-то… Для чего эта возня? Зачем преподаватели каждый день исправно приходят на пары и рассказывают то, что заведомо не интересно студентам? Откуда у них силы? Короче, вопрос о смысле жизни витал у меня в голове. Однажды я курил сигарету, бросил окурок на землю и он рассыпался искрами. И тут меня осенило: я понял, что у всего есть причина и следствие, это единственный закон вселенной. Все мы – следствия каких-то причин. Если кто-то назовет причиной бога, по тому же закону получается, что у него тоже есть причина – божья матерь. А у нее – матерь божьей матери, и так до бесконечности.
И какое место в этой концепции занимают ваши работы?
Хороший вопрос. Я сейчас замолчу, чтобы ответить остроумно. (Пауза.) Получается что если слева бесконечность, справа бесконечность, сверху и снизу меня бесконечность – то я по центру, как и мои работы. Это не солипсизм, а просто данность.
А как технически происходит реализация – от идеи до воплощения?
Представь себе дворника или нефтяника, который проснулся утром и решил: я стану самым известным художником в мире. И этой шутке он готов посвятить себя всего. У меня произошло именно так – в какой-то момент я понял, что не хочу того, что предлагает мне жизнь. Я хочу чего-то нереального. Посмотрел на контекст, в котором нахожусь. Мы живем в Уфе, наш город славится своим национальным патриотизмом. Но звать посмотреть пещеры, восторгаться медом – не для меня. Нужно делать что-то интересное и в меру провокационное, обращенное к большой группе людей. И это должен быть не пейзаж, рожденный на пленэре – а работа, которую зритель увидит и сразу поймет, если у него есть внутренние глаза. Моим первым произведением стали божьи коровки на Ленина, нарисованные на парковочных ограничителях. Я ожидал, что на меня сразу подпишется пять тысяч человек – но подписался только один турист из Питера и пара его подружек. Еще несколько недель ко мне на страницу добавлялись исключительно приезжие, местные просто не замечали мои работы. Подписки начались с рисунка, посвященного поправкам в Конституцию: книжка, которая держит бонг и говорит: «… (прекрасно. – прим. ред.) поправило».
Насколько хорошо продаются ваши работы?
Картины покупают хорошо. Но чаще заказывают креативные концепции. Я могу сделать логотип, придумать рекламу.
Анонимность – часть вашей концепции или нежелание иметь проблемы с законом?
Если бы я рисовал на памятниках или нападал на сотрудников власти – это попадало бы под статью о вандализме. Пару раз штрафовали на пятьсот рублей, но я не вижу в этом проблемы. Хочу, чтобы мое творчество оценивали в отрыве от тех аспектов личности, которые принадлежат мне от рождения – типа лица, возраста. Только по тем, к которым я пришел в результате жизненного опыта.
Вместе с другими уфимскими художниками вы занимались оформлением двора Довлатова.
Я очень вовремя узнал про этот конкурс. Мне нужны были деньги, а за удачную идею давали приз – пятьдесят тысяч. Все получилось легко: Довлатов – уважаемый мной писатель, мне нравятся та серьезность и преданность делу, которые чувствуются в его работах. Потому что иногда читаешь книгу и видишь: здесь писатель поленился.
Например?
Да хоть «Повелитель мух». Бездарная по сюжету, слогу, идее. Ее автор как будто жил в вакууме, в сосуде – при этом будучи далеко не Диогеном. Знаешь историю этой книги? У Голдинга ничего не брали в печать. И вот он написал очередное плохое произведение, сам перечитал его и понял – никто не должен это увидеть. Выкинул рукопись, а жена достала ее из мусорной корзины и втайне отправила в издательство. Там она попала в руки маркетологу, который решил ее пропиарить. Голдингу всю жизнь потом было стыдно получать за нее деньги. Сюжет абсолютно избитый. И избит он абсолютно бездарно. Как детишки в его романе. Другое дело «Ночевала тучка золотая». Когда читаешь Приставкина – с первых строк становится ясно, что автор прожил подобную ситуацию на опыте. Когда произведение настоящее – это всегда чувствуется. Если уж решил фантазировать, мог бы придумать что-то поинтереснее, чем банальная жестокость.
Комментарии (0)