Андрей Лугоши повторяет съемки городских пейзажей, датированные прошлым веком. Мы решили узнать, в чем цель этого проекта. Разговор ожидаемо перетек в обсуждение Уфы – и ментальности ее жителей.
Идея ваша или вы ее где-то подсмотрели?
Начнем с того, что таких проектов в Уфе было много: разные авторы предлагали свои интерпретации. Кто-то сравнивал старые снимки с кадрами из Яндекс.Панорам. Я, кстати, тоже с этого начинал. Недавно в инстаграме завирусилось исследование урбанистки Гульназ Низамутдиновой: с помощью Google earth она проанализировала, как с 2004 по 2020 год в Уфе массово вырубали деревья. Примерно такой же пост с фотографиями я делал год назад – о том, что центр почти полностью лишился зелени. Так бывает: одни и те же идеи рождаются у людей, которые занимаются схожей деятельностью.
Фишка моего проекта – в выборе локаций: я снимаю не столько узнаваемые места, сколько интересные для меня. Какой смысл переснимать Монумент Дружбы, если он особо не меняется?
Интересные локации – это какие?
Во-первых, примечательные с точки зрения архитектуры. Во-вторых, те, которые существенно изменились. Например, недавно я сфотографировал дом в Инорсе: прекрасный балкон в стиле «сталинский ампир» полностью закрыли вывесками. Здание красивое, но ты не видишь и половины его очарования.
Сколько уже длится работа над проектом?
Около полугода, с конца зимы 2021. Я тогда читал «Петровых в гриппе и вокруг него» Сальникова. Гулял по Черниковке и представлял, как могли выглядеть эпизоды из книги, если бы действие происходило в Уфе. Потом мне стало интересно, какими эти улицы были раньше. Я живу в этом районе: в последние годы его активно застраивают. Начал искать старые кадры, изучать их – и задался вопросом: возможно ли сделать новые фото с тех же самых точек? Город развивается: расширяются магистрали, появляются новые дома. То есть в своем проекте я исследую, как меняется ландшафт.
Первомайская, к примеру, почти не потеряла своего наполнения. Изменились только вывески и козырьки, исчезли автоматы с газировкой и люди выглядят по-другому. А в районе Орджоникидзе некоторые дома настолько заросли деревьями, что фасадов практически не видно. Когда я выкладывал такие кадры, меня спрашивали: это постирония? В Уфе постоянно вырубают и кронируют деревья – а по моим снимкам выходит, что все наоборот. Но в этом и смысл: вырубают не там, где нужно. В некоторых районах ветки как раз стоит подстричь, чтобы открыть вид на памятники архитектуры.
Где вы находите старые фотографии?
На специализированных сайтах: есть много ресурсов, на которых люди размещают свои архивы. Сейчас выясняю, как получить доступ к национальному архиву РБ – а пока довольствуюсь снимками из интернета. Благо, их там достаточно.
То есть сначала выбираете место для съемки, а потом ищете эти кадры в сети?
Наоборот. Изучаю старые фото и анализирую, насколько реально их переснять. Некоторые места сложно узнать: нет подписи или сильно изменился ландшафт.
Сколько всего работ в проекте?
Тех, которыми я доволен, штук десять. Я выкладываю в инстаграм не все фотографии, а только те, что мне нравятся. Ориентируюсь на свои внутренние ощущения: иногда два кадра до/ после гармонично сочетаются, хотя были сняты в разное время года. А бывает такое, что сфотографируешь один в один, смотришь и понимаешь: не то. Здесь влияет все: и время суток, и погода, и общее настроение кадра.
В чем глобальная цель таких съемок: пиар, деньги?
Изначально я делал его для фана, просто потому, что было свободное время. Не знаю, реально ли на этом заработать. Если будут конкретные предложения от компаний, к примеру переснять архив для той же «Башнефти», возьмусь с удовольствием. Но по большому счету моя цель – запечатлеть развитие или, правильнее сказать, не-развитие Уфы за последние 50 лет.
По-вашему, город не развивается?
Развивается в обратную сторону. Вырубка деревьев, снос исторических зданий, бессистемная застройка. И таких моментов очень много: во всем чувствуется стагнация.
Вы много снимаете Черниковку. Ваша любовь к ней субъективна или объективна?
Мне кажется, у Черниковки два амбассадора: я и Ваня Зорин. (Смеется.) Еще о ней прекрасно пишет отец Дмитрия Эйгенсона: его тексты очень интересно и приятно читать. Я думаю, что этот район незаслуженно обделен вниманием. Это несправедливо, у него богатая история. Гордый заводской город Черниковск! Там приятно гулять пешком, есть на что посмотреть: узкие улочки, здания в стиле сталинского ампира. У Черниковки большой туристический потенциал – и очень жаль, что он никак не реализуется. Кинотеатр «Победа» простаивает, парк Нефтехимиков заброшен. Стадион Гастелло в ужасном состоянии. Хотя достаточно заасфальтировать дорожки, почистить озеро, наладить освещение – и будет прекрасное место. А дворы с фонтанами? Их можно восстановить, но пока у нас есть только одиозный арт-объект с пчелой. О вкусах не спорят, конечно, но я считаю, гораздо гуманней было бы просто отреставрировать фонтан, безо всяких пчел и сот. Дело не в том, что скульптура плохая: просто она совершенно не вписывается в общую стилистику двора. Вообще весь уфимский стрит-арт, связанный с памятниками, – это очень грустная история.
Опишите Уфу тремя словами.
В голове крутится фраза «так кушать хочется, что переночевать негде». Это прямо про наш город. Люди здесь не любят платить за работу. Просят крутую съемку, но, когда ты составляешь смету и называешь цену, говорят: слишком дорого. Все хотят, чтобы ты пришел, поснимал на айфон и выдал потрясающий результат за пять тысяч рублей. Но так не бывает.
Кажется, такая ситуация типична не только для Уфы.
Да, но у нас это гипертрофированно. Так же, как не хотят тратить деньги на городское благоустройство, не хотят и оплачивать чужой труд. Приходится на пальцах объяснять, почему твоя работа стоит столько, сколько она стоит. При этом я люблю Уфу, у меня нет к ней негатива. Огромный плюс жизни здесь – природа. Можно сесть на электричку, проехать два часа – и вот ты уже на пивоварне «Островица» в Аше, пьешь пиво и наслаждаешься видом. Можно спонтанно уехать за город, чтобы погулять по горам. Вот, сформулировал: Уфа – отличное место для старта. Tip-Top Team это лишний раз доказали, Шевчук, Земфира, Фейс, Моргенштерн. Когда-нибудь, надеюсь, докажу и я.
Комментарии (0)