Архитектор из Уфы, который двенадцать лет назад переехал в Роттердам, создал вместе с партнерами бюро DROM, вошедшее в 2020 году в список пятидесяти самых креативных и перспективных новых архитектурных офисов мира по версии журнала Domus.
Вы окончили архитектурный факультет УГНТУ в 2001 году. А как выбирали профессию?
Это получилось случайно. В детстве я ходил в художественную школу, и там считалось, что для мальчиков, которые увлекаются искусством, архитектурный факультет самое подходящее место. Он ведь и про искусство, и про серьезные вещи. К тому же многие ребята из «художки» поступали именно на этот факультет. В итоге туда и пошел.
Как сложилась ваша судьба после университета?
Если коротко, то я немного поработал в Уфе, затем поехал в Москву, поступил в аспирантуру в МАРХИ. Там мне было скучно, я устроился в московское бюро Meganom, затем поступил в Институт Берлаге и переехал с женой в Роттердам. Здесь началась моя деятельность в ОМА (Office for Metropolitan architecture) и AMO – в исследовательском подразделении этого бюро.
Там я занимался разработкой образовательной программы для института «Стрелка», работал над проектами «Гаража» в парке имени Горького в Москве, над концепцией преобразования двух залов в Малом Эрмитаже в Санкт-Петербурге и другими объектами по всему миру.
Несколько лет назад вместе с архитекторами Тимуром Каримуллиным и Софьей Куценко вы организовали собственное бюро. Расскажите, с чего все начиналось.
Мы встретились и познакомились в ОМА. Софья родилась в России, но еще в детстве переехала в США. Там в 2015 году окончила Гарвардский университет, работала архитектором в 1100 Architect PC (Нью-Йорк), затем переехала в Роттердам. Тимур окончил Казанский архитектурно-строительный университет в 2005 году и Технический университет Дельфта в Нидерландах в 2012 году. Кроме ОМА, Тимур работал еще в Institute for the Contemporary Urban Project в Швейцарии, и КСАР в Роттердаме. Вместе мы начали с участия в конкурсе на создание жилого комплекса для компании «Брусника» в Новосибирске.
Тогда мы решили организовать свое бюро. Сейчас DROM активно развивается и растет. У нас много проектов в России — в Новосибирске, Москве, Екатеринбурге, а также в других городах. Активно работаем в Европе. К примеру, сейчас наша команда заканчивает проект индустриального кампуса в Бельгии. Это крупный завод оконных механизмов, где мы сделали мастер-план и разработали архитектуру новых корпусов.
Чем вы отличаетесь от других бюро?
Мы создаем комплексную городскую среду высокого качества. Наша работа базируется на всестороннем исследовании предмета проектирования и его контекста. Это делается для того, чтобы придать каждому проекту аутентичность и уникальность. Особенность нашего подхода заключается в интеграции градостроительных и архитектурных составляющих с целью создания целостной и гармоничной среды обитания.
Как давно вы были в Уфе и заметили ли какие-то изменения в ее облике?
Приезжал два года назад. Я в принципе слежу за тем, как меняется родной город, и заметил новшества. При этом я бываю в других городах России и могу сравнивать. К сожалению, пока Уфа отстает по уровню благоустройства и архитектуры. Мне кажется, столице Башкирии не хватает четкой стратегии развития города, а потенциал и возможности здесь точно есть.
Если бы вас попросили спроектировать объект в Уфе на ваш выбор, что это было бы?
Наша специализация - создание комплексной среды, поэтому интересно было бы создать целый кусок новой городской ткани, а не один конкретный объект.
После чего мы рассматриваем различные варианты сценариев застройки, выбираем самый жизнеспособный и дорабатываем его до мельчайших деталей. А когда начинается строительство, конечно, ведем авторский надзор, подбираем текстуры, фактуры, цвета, чтобы все здорово смотрелось – красиво и гармонично.
Какими чертами должен обладать современный архитектор?
Нужно иметь эстетическое видение и знание бизнес-процессов. Под бизнесом я имею в виду не только навыки, которые помогают человеку вести собственные дела, но и понимание, какие нюансы включает строительство и девелопмент. Это нужно для того, чтобы понимать заказчика, суметь и решить его проблему, и произвести позитивные изменения в городе.
Посоветуйте несколько бюро, за которыми сейчас стоит следить.
Мы попали в топ-50 лучших архитектурных компаний, можно следить за нами (смеется). Кроме того, я бы открыл этот список и посмотрел на работы остальных. Вообще лучше обращать внимание на то, что делает новое поколение – архитекторы 30-40 лет, а не 60+. Они сейчас создают действительно интересные штуки. Среди них, например, «Космос», Nowadays и Citizenstudio.
Текст: Эвелина Габдрахманова
Фото: Geisje Van Der Linden
Комментарии (0)