В Уфе представили туристский бренд Республики Башкортостан – Terra Bashkiria, который разработали в уфимской брендинговой студии Paradox Box по заказу Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму. О том, как создавался бренд, Элизе Савасиной рассказал автор идеи и арт-директор студии Ильшат Байбурин.
Как получилось, что ваша студия стала разработчиком бренда Башкортостана? Я знаю, что на эту работу был объявлен тендер.
Вообще, мы никогда не участвуем в конкурсах. Про то, что на сайте Госзакупок объявлен тендер на разработку туристского бренда Республики Башкортостан, мы узнали случайно, и в этот раз решили принять участие. Я не помню, сколько было всего претендентов, но в первый раз всем отказали, потому что все допустили ошибки в документах. Через какое-то время тендер объявили снова, и мы его выиграли.
Почему вы все-таки решили сделать исключение и принять участие в тендере?
Потому что это имиджевый, знаковый проект. К тому же мы сами с 2005 года неоднократно предлагали администрации города и республики заняться брендом территории. Тогда эта тенденция только намечалась, и та же Пермь, например, еще не создала подобный проект. Пару лет назад мы проводили выставку графического дизайна, в рамках которой собрали круглый стол с экспертами, журналистами, дизайнерами, архитекторами, общественниками. Говорили о городском брендинге, который должен развиться в единую систему оформления городского пространства, начиная с табличек на домах с читаемой, хорошей нумерацией, заканчивая глобальными вещами – городским транспортом, остановками. Если бы Уфа сделала это тогда, более десяти лет назад, мы были бы первые и самые крутые. Но наше предложение всегда спотыкалось о какие-то «но».
Нам говорили: «Ребята, вы очень крутые, если вы это сделаете бесплатно, мы будем очень рады». Но бесплатно это сделать невозможно. Да, мы делаем много некоммерческих проектов, поддерживаем художественные и благотворительные акции, они отнимают время – месяц, два. А создание проекта подобного уровня занимает год и более. Причем это постоянный процесс, который не заканчивается проектной частью. Им нужно заниматься, его нужно вести. Как это можно сделать бесплатно? И постепенно мы оставили эту тему. Но когда она возникла уже со стороны администрации, то мы, конечно, решили участвовать.
Я понимал, что мы можем сделать эту работу лучше всех. Кроме того, что у нас есть все необходимые навыки, мы живем в республике. В тендере участвовали и другие компании, которые аргументировали свою позицию тем, что «со стороны виднее». Но со стороны невозможно понять специфику региона за короткий срок, здесь надо жить, чтобы чувствовать. К тому же мы много ездим по стране и миру, сейчас нет границ, кроме как в голове, поэтому легко имеем возможность оценить ситуацию и извне.
Как работалось над проектом? Легко или были сложности?
Когда мы только подписали контракт, я внутренне приготовился к тяжелому проекту. Мы не были лично знакомы с заказчиком, и в моей голове были штампы: раз заказ от чиновников, значит, будут бесконечные согласования и пересогласования. Был уверен, что мое видение будет тяжело доказывать и утверждать, потому что не собирался предлагать условный «золотой курай на зеленом фоне».
Но мое знакомство с Вячеславом Африковичем Гилязетдиновым (Председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму – прим. ред.) преподнесло сюрприз – он оказался очень теплым, приятным человеком, и весь проект шел феноменально легко. На первой встрече он сказал: «Вы делаете работу и 30 марта показываете итог, который мы презентуем общественности. Никаких вопросов к вам не будет и быть не может. Но я бы хотел попросить, если это возможно, чтобы мы иногда освещали ход работы».
И мы решили сделать проект так, как еще никто в России не делал работы по территориальному брендингу. Собрали международную экспертную группу из топовых дизайнеров и руководителей брендинговых агентств – всего девятнадцать человек. Это наши хорошие знакомые и друзья, которых я пригласил участвовать в проекте, бесплатно, конечно, просто дать свою оценку. В течение двух месяцев мы брали у них интервью, чтобы погрузить в тему и затем получить от них экспертное мнение. С одной стороны, эта был оригинальный формат работы, с другой – щит против воинствующих дилетантов.
За время работы мы провели три круглых стола с блогерами, общественностью, творческой интеллигенцией, журналистами, туристами, студентами – все это заняло много времени и сил, но мы хотели узнать как можно больше мнений со стороны. Это все помимо опросов и аналитики, заложенных по договору. Должен отдать должное, за все это время заказчик ни разу не вмешался в процесс, а саму презентацию увидел за пару недель до сдачи проекта. Даже предварительных эскизов мы не показывали. Такое доверие от человека, который занимает ответственный пост и, по сути, отвечает головой и репутацией за наш результат – дорогого стоит. После первой внутренней презентации Вячеслав Африкович позвонил на следующий день и сказал: «Работа принята».
Оставалось презентовать ее Главе Республики Рустэму Закиевичу Хамитову. Это была ответственная встреча. Но и она прошла очень позитивно и душевно. Все тезисы были приняты, и наш проект был утвержден.
На официальной презентации ты говорил, что мама тебе помогала в проекте. Сколько вообще человек над ним работало?
Всего, если считать всех, кто хоть как-то участвовал в процессе, работало около десяти человек. А мама… (Смеется.) Да, она очень вкладывалась эмоционально. Поставляла мне какие-то книги с башкирскими легендами, очень переживала, постоянно спрашивала «Ты работаешь? Тебе скоро сдавать проект, ты успеваешь?». Очень жаль, что она приболела и не смогла присутствовать на презентации.
Вообще, процесс работы был легким, и сам образ бренда родился легко. Концепция пришла буквально на второй день. Было ощущение, что это всегда существовало и ждало своего часа для материализации.
Благодарим за предоставленные фотографии ИА «Башиформ».
Комментарии (0)