18+
  • Город
  • Общество
Общество

Поделиться:

Сезон найма: шесть историй о приеме на работу, где что-то пошло не так

Признаются в любви, предлагают взятки, сбегают прямо во время встречи на маникюр и просят заоблачные зарплаты: уфимские предприниматели, менеджеры и руководители рассказали о самых странных собеседованиях. А вдогонку порассуждали на уже вечную тему: кто лучший кандидат – зумер или миллениал?

Евгений Никонов, основатель креативного агентства BezNebes, медиа-менеджер

История: Дело бы в Казахстане (В 2022 году компания открыла филиал в Алматы – прим.ред.), искали таргетолога, маркетолога. Первый наш кандидат в 28 лет уехал из России сначала в Индию, потом в Казахстан. Работал то тут, то там – но все не по профессии. Правда, вроде вел SMM для одного бренда – скорее, просто выкладывал посты, потом еще сотрудничал с брендом одежды – но компания вскоре закрылась. Прошел курс по креативу, оценивал себя на пять из 10 баллов, откровенно говорил, что хочет многому научиться, а пока ему хватит 70 тыс. рублей. Для начала!

Red flag в резюме: Итоговые собеседования всегда провожу лично, причина – я носитель традиций и вайба, плюс у меня 18 лет опыта, который просто так не передашь. Для меня главный стоп – размытое резюме, отсутствие фото (или слишком пошлое фото), отсутствие высшего образования, успехов. На мой взгляд, не может человек в 37 лет работать офис-менеджером. И да, возраст еще важен: коллектив просто не принимает тех, кто сильно выбивается из среднего возраста. Хотя бывают и исключения.

Зумеры или миллениалы: Скажу в целом – сегодня кандидаты ищут ворк-лайф баланс, причем желательно без «ворк». (Улыбается.) Хотят доплаты за все, отстаивают свои права даже в том случае, если их никто не угнетает. И да, рефлексия и прокрастинация идут впереди многих. Подчеркну: не всех, но многих. Сейчас, как и десять лет назад, мои запросы не изменились – хочется найти кандидата, понимающего свои цели, амбициозного, у которого слова не расходились бы с делом. И желательно без привязки к родителям.

Марина Николаева, директор по персоналу LDGR, клинический психолог, соавтор книги «Как создаются ресторанные команды»

История: Времена меняются, и истории вместе с ними. Около 20 лет назад, когда я сама искала работу, попала на стресс-собеседование. Меня привели в огромную комнату, посадили в центре, а вокруг сидели сотрудники компании. Они то играли в хорошего и плохого полицейского, то заваливали меня кучей вопросов (и профессиональных, и личных), то перебивали и не давали даже договорить. В итоге я встала и ушла. Но перед этим высказала им все! Делать так было неправильно и тогда, и тем более сейчас – в условиях кадрового голода.

Мы работаем в самой красивой отрасли – ресторанной индустрии – но, к сожалению, не самой востребованной. Это связано с низким статусом работы в общепите, поэтому для нас стало нормой, что кандидаты даже не доходят до собеседований. Теперь нередко можно столкнуться с такими историями: к нам устроилась посудомойщица, и в день, когда она должна была выйти на смену, позвонила менеджеру по персоналу и сообщила, что ей нужно вызвать такси, так как она опаздывает. А еще у нее болит голова, поэтому, пока едет, нужно сделать ей капучино. Если мы эти условия примем, тогда она сможет к нам приехать.

Red flag в резюме: Мне точно не понравится, если резюме создано по стандарту – как будто человек просто скачал его из интернета и особо не заморачиваясь поменял данные на свои. Мне это о многом говорит и такую лень я не приветствую. Обязательно обращу внимание, если у кандидата за последние год-полгода сменилось более пяти-семи мест работы. Для руководителя высшего звена это неприемлемо.

Зумеры или миллениалы: У нас с вами есть еще максимум три года – и мы будем говорить об Альфа-поколении (людях, которые не умеют определять время по стрелкам часов, но при этом мастерски работают в диджитал-направлении). Конечно, все мы хотим, чтобы у нас работали миллениалы – ответственные сотрудники, на которых точно можно положиться. И только ленивый не высказался, что главный страх всех работодателей – это зумеры. На самом деле, это очень интересное поколение. Они точно ценят и любят себя, знают, чего хотят и чего не хотят! Выбирают в первую очередь себя и свой комфорт – и в этом они молодцы, нам нужно у них поучиться. Да, сейчас активно все обсуждают мгновенное увольнение, когда ваш сотрудник может уйти на обед и не вернуться или написать заявление только потому, что ему что-то не понравилось. Да, это так. Но нам, работодателям, нужно научиться с ними сотрудничать. К примеру, мы в LDGR давно поняли, что люди больше не выбирают работу только из-за зарплаты, поэтому разработали программу ментального здоровья и благополучия сотрудников. У нас есть психолог, школа ораторского мастерства, мы проводим спортивные мероприятия, футбол, баскетбол и йогу, а еще каждый сотрудник может получить консультацию психолога – и все это бесплатно. Да, это нагрузка на компанию, но в наше время она просто необходима, только так можно удержать новое поколение.

freepik.com

Айрат Гильманов, основатель фитнес-студии GetBett

История: Благо трэш-истории меня миновали, на ум приходит только одна. Это было много лет назад и больше не повторялось. В моей команде работал программист, молодой парень лет 26, ненамного младше меня. Как-то так сложилось, что мы никак не могли найти общий язык: прямого конфликта не было, даже разговоров об увольнении не было, но напряженность чувствовалась изо дня в день. И вот однажды на работу он пришел с мамой. (Улыбается.) Я сначала подумал, что это шутка, но нет, мне на полном серьезе пришлось около 30 минут вести диалог с его мамой о его работе: зато разобрали все волнующие нас моменты.

Red flag в резюме: Не стану даже рассматривать кандидата, который просто скачет с места на место: к примеру, за последние год-два более восьми-десяти мест работы, и везде он продержался не более месяца-двух. Взять такого человека к себе – пустая трата времени. С осторожностью отношусь к резюме, где крайне мало информации о человеке, как будто все заполнено второпях, без души и уважения к будущему месту работы.

Зумеры или миллениалы: Я преимущественно приглашаю на работу молодое поколение: студентов или тех, кто только окончил вуз. Да, все эти истории про однодневное увольнение, уход в никуда, четкие личные границы – это все правда. Можно либо сидеть и говорить, какие они плохие, либо принять все как данность – это наше настоящее, у нас нет других вариантов, остается понять новую молодежь и принять ее.

Адель Зайнетдинова, соосновательница Art Home by ZainDesign

История: Мы срочно искали офис-менеджера, на собеседование пришла милая девушка с приятной речью и довольно неплохим резюме. Все было хорошо, поэтому я предложила ей завтра выйти на работу. На следующий день, находясь вне офиса, получаю с утра звонок от мужа (Валерий Зайнетдинов, сооснователь Art Home by ZainDesign, – прим.ред.). «Кого ты наняла? Кого ты к нам позвала?» – возмущался он. Оказывается, наша новая офис-менеджер пришла в совершенно неподобающем наряде (крайне откровенном) и выбрала такой же макияж. И ладно бы, если бы только в этом была проблема – сколько мы ее ни пытались научить хоть чему-то, все было бесполезно. Даже спустя приличное количество времени в каждом документе был миллион ошибок. Тогда было принято решение попрощаться с ней. Но на этом история не закончилась. (Улыбается.) Девушка еще долго звонила и угрожала пожаловаться на нас куда угодно. Писала и удаляла сообщения. Короче, мы столкнулись с весьма неадекватной особой.

Red flag в резюме: Меня оттолкнет, если кандидат плохо заполнил резюме: оно сухое, скупое, неинформативное. Это наталкивает на две мысли: либо ему нечего о себе рассказать (что плохо), либо он поверхностно отнесся к задаче (что также нам не походит). К примеру, один наш сотрудник, который сейчас является руководителем, в свое время отправил порядка четырех писем нам на почту вместе с резюме. Вот как человек хотел работать именно у нас. Кстати, отмечу самое главное положительное качество, которое я бы поставила выше опыта работы, – это понимание кандидата, в чем он может быть полезен для компании. Поверьте, если вы придете и сможете это презентовать, вам в любом случае найдут место в команде.

Зумеры или миллениалы: Тема «Какое поколение взять на работу» сейчас очень жаркая, у всех есть свои плюсы и минусы. Но у нас в компании уживаются люди разных возрастов. Думаю, это связано с тем, что мы долго выстраивали корпоративную культуру. Каждый сотрудник будто ювелирно подобран на свое место. И еще, мы не набираем сразу много людей, а когда в наш коллектив вливается один человек, он быстро попадает под общее влияние и становится с нами одним целым. Также мы поощряем инициативу и самостоятельность, поэтому молодому поколению, стремящемуся проявлять себя, с нами очень комфортно.

Дарья Кутьина, креативный директор Trend Restaurants

История: Для меня трэш – если человек уже на этапе собеседования показывает свое неуважение к будущему месту работы.

Однажды ко мне пришла девушка – кандидат на должность SMM-менеджера. Вот мы общаемся, задаем друг другу вопросы, все идет очень хорошо. Через десять минут она резко смотрит на часы, соскакивает и говорит: «Ой, я забыла, у меня же запись в салоне красоты. Надо бежать!» И уходит. Я, мягко говоря, была очень удивлена. Разумеется, дальнейшего диалога с ней не вела, не вижу в этом никакого смысла.

Red flag в резюме: Я бы даже сказала не красный, а краснющий – когда кандидаты хотят заоблачный оклад без опыта и образования. Разумеется, все мы помним выражение «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», но когда ты видишь, что опыта-то никакого практически нет, а хотят получить все сразу и больше всех...  Брови сами ползут наверх. (Смеется.) Чтобы что-то получить, нужно сначала показать, на что ты способен, а потом уже ставить себе высокую цену.

Зумеры или миллениалы: Новое поколение – супертворческое, креативное, свободное, классное. И я могу подобрать еще множество приятных эпитетов. Но есть момент, который мне не нравится (возможно, другие работодатели со мной не согласятся в этом вопросе) – зумеры иногда перегибают палку с отстаиванием своих личных границ. Когда работаешь с рекламой (журналист, креатор, маркетолог и т.д.), у тебя априори не может быть нормированного графика, потому что хороший специалист всегда что-то придумывает, читает, ищет идеи, анализирует. А поколение Y в большинстве своем любит дождаться окончания рабочего дня и быстрее уйти, сбежать и обо всем забыть.

Мне нравится работать с тридцатилетними. Они креативные, стабильные, взрослые. Ты можешь быть с ними не как вечный начальник, а как партнер: о чем-то поспорить, обсудить, но все без лишних эмоций, по делу.

Барыш Джан и Вита Абраменко, основатели Lulu Group

История: Бывало, что кандидаты приходили в неподобающем виде, неподготовленные, но это не так страшно, как если придут люди, оторванные от реальности. Вспомнился случай с одной девушкой, она откликнулась на должность кандидата SMM-специалиста. Но! Никогда не работала по специальности, слабо представляла свои задачи, сразу сказала, что ее нужно всему научить и обучить, при этом ее желаемая зарплата намного выше, чем у нашего директора по маркетингу. Это разве не странно? Либо люди лишком высокого мнения о себе, либо совсем не мониторят рынок. А так, были разные истории – кто-то в запой уходил, кто-то воровал, однажды телевизор украли, даже взятки предлагали, чтобы на второй этап собеседования пройти.

Red flag в резюме: Если отбросить те факты, которые выявляет служба безопасности, то для меня это – частая смена мест работы (когда буквально за полгода человек меняет пять-шесть мест). Считаем, что таким образом он забирает ресурсы компании, ведь мы тратим время и деньги на его обучение. Очень ценим скорость мышления, честность и справедливость, гибкость ума и последнее, пожалуй, – влюбленность в свое дело.

Зумеры или миллениалы: Молодое поколение очень бережно относится к личным границам, и это плюс, пока не становится гипертрофированным, то есть пока человек не начинает любую задачу воспринимать как абьюз. Если все-таки такое случается, то сотрудник превращается в комок пассивной агрессии – и это плохо. Еще нам всегда казалось, что все вокруг знакомы с аксиомой – чем выше зарплата, тем больше ответственности. Но, кажется, не все это понимают: хотят хорошую должность, получать приличные деньги и при этом иметь минимум задач. Так не бывает.

Текст: Наташа Губачева

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: