В июле в Башкирском театре оперы и балета представили новый спектакль – оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Денис Леонов, основатель Ателье авторской парфюмерии DLLD и Санкт-Петербургской Академии парфюмерии Дениса Леонова, создал к премьере уникальный аромат. Вместе с Андреем Литвиновым, директором центра урбанистики и дизайна окружающей среды университета «Сириус», маэстро посетил Уфу и пообщался с редакцией о русской литературе, ольфакторном дизайне пространства и связи парфюмерии с архитектурой.
Как началась ваша дружба с Башоперой?
Денис Леонов:
Самое интересное, что с Ильдаром Абдразаковым мы до сегодняшнего дня были знакомы лишь заочно. Зато уже много лет я дружен с Иваном Складчиковым, главным художником театра. Вместе мы воплотили не один проект: когда-то он оформлял один из ароматов коллекции L’Empire russe, которую я создавал к столетию революции. Около года назад Иван предложил мне подумать об ароматическом образе спектакля «Евгений Онегин» – и, пожалуй, впервые в своей карьере я столкнулся с творческим кризисом – первоначальные эскизы совсем меня не удовлетворяли.
На вас давил авторитет Пушкина?
Именно так. «Евгений Онегин» – главный русский роман в стихах: для меня это одно из тех произведений, к которым внутренне немного страшно подступиться. А тут еще Петр Ильич Чайковский с его бессмертной музыкой. «Пускай погибну я, но прежде я в ослепительной надежде…» – эти строки, эти характеры встают перед тобой такой эпической картиной, что невольно начинаешь сомневаться в своем творческом чутье. Идеальная формула пришла ко мне внезапно, во время занятия со студентами в моей академии: я тут же перенес ее на бумагу и сразу понял – вот оно!
Каким в итоге получился аромат?
Не буду описывать, послушайте сами.
Звучит очень многомерно. Правда, я не большой знаток нишевого парфюма.
Видите ли, я создаю не нишевые, а авторские ароматы. Ниша так или иначе нацелена на покупателя, тогда как авторский парфюм – это произведение искусства, очень редкое, единичное и, что греха таить, дорогое. В авторской парфюмерии используются ингредиенты de luxe, а создатель – это прежде всего художник, его не интересует количество продаж. Можно провести аналогию с модой: существует haute couture, prêt-à-porter, prêt-à-porter de luxe и индивидуальный пошив. Авторские запахи создаются индивидуально: я могу, к примеру, придумать аромат для Андрея Литвинова или какого-нибудь замечательного здания, которое он построит.
Андрей Литвинов:
Эту аналогию можно продолжить на примере урбанистики и архитектуры. Так же, как мы говорим о дизайне здания, можем говорить о дизайне человека. Люди выражают свой внутренний мир через внешний образ, и авторский парфюм может стать для этого прекрасным инструментом. Сегодня в мире высоко ценится идентичность во всем – в любом процессе, объекте. Поэтому, кстати, у локации может – и должен! – быть свой неповторимый аромат.
Денис Леонов:
Поддержу Андрея словами Эриха Марии Ремарка: «Странно, как легко забывается все, кроме запахов». Запахи – это сильнейший якорь для нашей памяти: ольфакторный сигнал попадает в мозг быстрее звука, света, тактильных ощущений. Что же касается аромата «Onéguine. Ларина», то в нем много пластов и смыслов – его утренняя свежесть к вечеру превращается в абсолютный бархат, тот самый малиновый берет, в котором предстает перед нами Татьяна в финале оперы. Внимательный читатель «Евгения Онегина» вспомнит, что малиновое варенье варят в первой главе романа, и этот аромат лесных ягод для меня – абсолютно русский: сладкий, но с ноткой грусти.
А чем пахнет для вас Уфа?
Денис Леонов:
Пока не могу сказать с уверенностью, но очень хочу найти ее запах. Он уже подбирается ко мне: что-то медово-воздушное… Мы остановились в Crowne Plaza: отели такого уровня прекрасны, но нужно понимать, что они предлагают свой запах локации, унифицированный – а ощутить природный аромат пространства становится все сложнее. Поэтому хочется найти его, схватить и передать.
Андрей Литвинов:
Первое впечатление от города очень важно: когда ты оказываешься в незнакомом месте, то обращаешь внимание на вещи, которые впоследствии уже не заметишь. Процесс создания проекта – здания ли, аромата – всегда начинается с изучения среды, ее окружения и истории. У меня есть теория: прежде чем строить здание, необходимо сосредоточиться на поиске идентичности места. И если ты посвятишь этому месяц, дизайн строения придет к тебе сам и его концепция будет максимально сильной – ведь идентичность в ней соединится с новой идеей. На мой взгляд, архитектор – это человек, который собирает пространство. Огромное количество интересных решений уже создано, и уникальный взгляд может проявиться именно в комплексном развитии территории, неповторимой в своем балансе элементов.
В парфюмерии это работает так же? Что можно сказать о рынке авторского парфюма в России?
Денис Леонов:
Думаю, он находится на этапе формирования. В отличие от большинства русских парфюмеров, я покупаю ароматы у своих коллег: мне интересно, в каком направлении развивается их мысль и как они реализуют ее технологически. К сожалению, идея у нас зачастую первична, а ее воплощение вторично – и многие авторы удовлетворяются поверхностным знанием. Тогда как я глубоко убежден: недостаточно создать аромат, важно правильно подать его. Позиция «хороший парфюм можно продавать хоть в баночке от анализов» (прямая цитата одного крупного парфюмера на выставке в Москве!) абсолютно мне не близка.
Андрей Литвинов:
Отношение к нюансам характеризует мастера: человек, который глубоко и эмоционально подходит к работе, обязательно позаботится об упаковке. Если вы потратили много личной энергии на создание продукта, то никогда не допустите его неправильной подачи.
Денис Леонов:
Если Рембрандта в «Эрмитаже» вынуть из рамы, это будет уже другой Рембрандт. Пережив столько мучений (и наслаждений!) в ходе работы, я твердо уверен, что мои «Onéguine. Ларина» должны быть достойно оформлены: в бархат, кожу, дорогую бумагу с тиснением.
Андрей Литвинов:
И архитектура теснейшим образом связана с оформлением: когда я создаю внешний облик объекта, то стремлюсь передать его внутреннюю энергию, будущую жизнь. Оболочка, фасад здания – это флакон, а его содержание и происходящие в нем процессы – аромат. Одно не существует без другого.
О чем для вас «Евгений Онегин» – одной фразой?
Денис Леонов:
О русской жизни.
Какая она, эта русская жизнь?
Сложная, но самая увлекательная: я объехал практически весь мир, и могу сказать, что жить в России интереснее всего. Это связано и с историей, и с развитием этноса, и с нашим неспокойным внутренним характером. Мы хотим оставить после себя что-то прекрасное – пусть через сложности, трагедии. Ведь в чем трагедия Онегина? «О жалкий жребий мой»: он упустил невероятный шанс, любовь Татьяны, играючи уничтожил Ленского – и избежать такой бессмысленности и пустоты нас призывают и Пушкин, и Чайковский.
Текст: Эльвира Галиева
Комментарии (0)