Эмиль Исмагилов (имя изменено по просьбе героя – прим. ред.) работает курьером в одном из сервисов по доставке еды. Вместе с ним мы отправились на несколько заказов и узнали, сложная ли это работа, сколько пеший курьер проходит за сутки, и какая выходит зарплата, если работать без выходных.
Вся работа Эмиля – примерное расписание на две недели вперед, заказы и зарплата за день – умещается в приложении. Он нажимает кнопку «Прибыл в ресторан», ждет в зоне выдачи заказов, забирает пакет с едой, и мы садимся в машину: у него есть час на то, чтобы доставить клиенту картошку и макфлурри.
Чем ты сейчас занимаешься?
Скорее всего, собираюсь в армию: у меня еще нет повестки, но скоро она может прийти. В этом году я получил диплом бакалавра в БГУ и осенью собирался поступать в магистратуру «нефтяного», но до бюджетного места мне не хватило одного балла. Если все-таки пойду служить, то после этого еще раз попробую сдать экзамены в магистратуру: учиться в любом случае надо. Еще я футболом увлекаюсь, но сейчас на это нет времени.
Как ты начал работать в доставке еды?
Мне была нужна работа на лето, и по окончании универа два месяца я проработал в такси, а потом наткнулся на объявление о наборе курьеров в McDonalds и KFC. Сначала я подумал, что это доставка самих ресторанов, а оказалось, что Delivery Club набирал курьеров. На собеседовании немного не поверил рекрутеру: казалось, не бывает такого, чтобы зарплата была нормальная – она выходит гораздо больше, чем для курьеров в других заведениях – и мне не приходится постоянно сидеть в ресторане в ожидании заказов. Мне понравилось, что в течение дня можно ездить за рулем. До этого я уже работал курьером по доставке еды, только в самих ресторанах.
Как выглядит твой рабочий день?
Я сам строю примерный график на две недели вперед и обычно выбираю время работы с десяти утра до одиннадцати вечера. В течение всего дня в приложении мне приходят уведомления с заказами: когда я получаю новый, то еду на точку (так Эмиль называет заведения общепита, из которых он доставляет заказы – прим. ред), забираю его и везу к клиенту. И так – в течение всего дня. Я могу взять перерыв на обед в течение часа, но обычно заезжаю в KFC, который находится поблизости, когда появляется свободное время.
Я привязан к торговому комплексу «Иремель», но принимаю заказы из всех заведений, которые находятся рядом: их около четырех. Чаще всего еду заказывают из «Макдоналдса», и обычно расстояние от заведения до адреса, по которому нужно доставить еду, составляет не больше 3-4 километров.
Работа сложная? Много заказов в день?
Работать можно хоть каждый день: для курьеров за рулем это, как мне кажется, вообще не сложно – просто ездишь на машине и развозишь заказы. Я вот весь день слушаю музыку.
От того, насколько быстро я доставлю заказ, ничего не зависит. Правда, бывает, что приходит несколько заказов сразу, и нужно успеть доставить их все - такое происходит обычно вечером. Заказы распределяет агрегатор, и пока автокурьеры не заполнятся заказами, пешим курьерам заказы не назначаются. Бывает время, когда ты сидишь без заказов, но у пеших это случается чаще.
Количество заказов зависит от сезонности: как стало холодать, люди стали обращаться в доставку чаще. Летом, когда я только устроился, было мало заказов – и я часто сидел на точке и общался с ребятами. Больше всего заказов бывает в пятницу и субботу в вечернее время – бывает, что еле успеваю все развезти.
Максимально за день я успел развезти 24 заказа, а один знакомый – 35. Куратор рассказывал про парня, который за месяц работал почти каждый день кроме пары выходных: так он около 90 тысяч рублей поднял. Ну это надо много ездить. А так, не напрягаясь, можно заработать около 40 тысяч в месяц. За пять первых рабочих дней я получил 12 тысяч рублей. Мне платят 80 рублей в час и 90 рублей – за каждый заказ. Пешим курьерам, кстати, платят меньше.
Я работаю и в выходные, потому что нужны деньги. О работе рассказываю, не смущаясь. Было забавно, когда знакомый бармен пытался расспросить, зачем мне работа в доставке, но когда подсчитал, что за месяц зарабатывает столько, сколько я – за две недели, то остыл.
В доставке работают только студенты? Или это стереотип?
До того, как я начал работать в доставке, то тоже так думал. Но в одном заведении со мной работают три человека старшего возраста, большей части людей – лет 35 на вид, и только несколько студентов. Не общался с теми, кто работает в «Яндекс. Еде», но в Delivery Club больше курьеров на машинах. Когда встречаемся на точке, про работу мы вообще не говорим – чаще обсуждаем что-то бытовое.
До того, как устроиться в крупный сервис, ты был курьером в самих заведениях. Чем отличается работа в агрегаторе от работы в конкретном ресторане?
Да, до этого я работал в ресторане, который сам осуществляет доставку, и это было гораздо сложнее: когда ты привязан к единственному заведению по городу, приходится отвозить заказы и в Дему, и в Черниковку, и в Затон. Почасовой оплаты не было, и вся зарплата строилась только на заказах, за каждый из которых давали 100 рублей – поэтому, чтобы получить хороший оклад, приходилось конкретно пахать. В пиццерии, где я работал потом, оплата за заказ была всего 40 рублей, а за час платили 80 рублей. Там, чтобы заработать, нужно было брать очень много заказов. Хотя у пиццерии было несколько заведений в разных районах города и я работал в том, который находится в Зеленой роще, заказы приходилось доставлять еще и в центр. Так что сейчас зарплата у меня больше, а расстояние, на которые нужно везти заказы, меньше.
Еще мне не нравилось, что приходилось ждать заказа в самом заведении: выйти на улицу или посидеть в машине не получалось, потому что я не знал, когда именно блюда будут готовы. А потом приходилось еще и занимать очередь за кем-нибудь, чтобы забрать заказ: у меня ведь не было уведомлений в приложении. Готовили там, кстати, долго, и для клиента «крайним» оставался курьер, который якобы долго вез заказ.
Расскажи какую-нибудь забавную историю, связанную с клиентами.
Курьеры мало взаимодействуют с клиентами – обычно я просто отдаю заказ и ухожу. Чаще общаюсь с людьми на улице или в подъездах: у меня интересуются, какую еду я доставляю, и нравится ли мне работа – это приятно. Иногда спрашивают, как к нам устроиться. Один раз в лифте мы немного разговорились с одним мужчиной, он сказал, что служил в армии, и что это здорово, что скоро я могу пойти в армию, потому что сейчас мало кто идет служить, а потом предложил зайти к нему домой и продолжить говорить. Я ответил, что у меня заказ, а он предложил мне сто рублей, чтобы покрыть мою оплату за доставку. Не знаю, может, он еду хотел украсть.
В пиццерии мне рассказывали про курьера, который привез клиенту заказ, зашел в квартиру, за ним закрыли дверь и потребовали отдать заказ и все деньги, которые у него были – иначе бы не выпустили. Пришлось отдать.
Попадаются недобросовестные клиенты. Если заказы отменяют, сервис берет затраты на себя и все равно оплачивает ресторану заказ. Когда я только начинал работать, школьники часто этим пользовались. Однажды они набрали заказ почти на две тысячи рублей и когда я приехал, предлагали оформить отмену заказа и дать мне за него 200 рублей. Я отказался, конечно.
Есть какие-то сложные требования для курьеров?
Ничего такого нет: в регламенте прописан только внешний вид курьера, но нам только недавно пришли фирменные зеленые куртки, нужно забрать свою. Не хочу ее носить. Наверное, буду надевать ее только когда буду заходить в ресторан. Квадратный рюкзак меня не напрягает – я же на машине – но если бы ходил пешком, я бы, наверное, немного смущался.
Мы возвращаемся в ресторан за последним заказом. «Сейчас с нами пеший поедет. Когда нам по пути, я подвожу ребят с моей точки», – говорит Эмиль. Открывается задняя дверь, в машину садится парень в фирменной куртке и ставит рядом большой квадратный зеленый рюкзак.
«Чаевые курьерам дают, но пешим – чаще чем тем, кто за рулем. Когда клиенты просят сдачу, я говорю, что опаздываю, и мне оставляют на чай», – говорит курьер, пока мы везем новый заказ. В разговоре выяснилось, что он работает в доставке уже девятый месяц. «Когда расстояние от ресторана до клиента больше двух с половиной километров, я уже могу везти заказ на общественном транспорте, но обычно все равно хожу пешком. Чтобы ноги были в тонусе, я бегаю с утра, потому что теперь хожу в два раза меньше, чем летом: тогда я проходил километров 40-45 за день, сейчас – где-то 15-20. Холод мне до фени - я его не чувствую. На случай, если на улице скользко – у меня есть шипы для обуви, так что проблем с тем, чтобы долго ходить по улице осенью и зимой, у меня нет. Когда я не успеваю доставить заказ, то пишу об этом клиентам: они относятся с пониманием.
Какое-то время, когда «Макдоналдс» только подключился к Delivery Club, я большую часть рабочего дня сидел в заведении, потому что заказов в приложении еще никто не делал. А сейчас хорошо – заказы прут. Думаю, курьерам на машине проще, чем пешим, да и заказов успеваешь развозить больше. Но я пока не могу водить: мне 16, и я только недавно сдал экзамены на права, так что получу их через полтора года», – говорит парень и выходит из машины: относить клиенту заказ.
Комментарии (0)