Филипп Терехов читает лекции в уфимском планетарии, ведет канал на YouTube и научно-популярный блог. Делимся архивным интервью о том, как заболеть астрономией, кого не берут в космонавты, и почему некоторые виды транспорта – это уже архаизм.
Расскажите, как вы начали читать научно-популярные лекции?
Однажды мы с женой решили отметить День космонавтики просмотром фильмов о космосе, а потом сходили на Вечер тротуарной астрономии, который устраивает городской планетарий: там мы первый раз увидели Луну вживую в телескоп и в результате купили свой – он до сих пор стоит на балконе и даже иногда используется. Тема космоса увлекла нас настолько, что уже больше пяти лет я рассказываю людям об астрономии и космонавтике, веду блог в «Живом журнале» и канал на YouTube, а жена редактирует мои материалы. Я больше разбираюсь в технике, а жена лучше знает людей: если начать перечислять составы экипажей на заре космонавтики, то я начинаю путаться раньше, чем она. А в 2014 году популяризатор космонавтики Александр Шаенко проехал по России с проектом просветительских лекций «Космос от моря до моря», и нашего города в списке не оказалось.
О чем ваши лекции? Нужно ли разбираться в космонавтике, чтобы их понимать?
На лекцию может прийти человек с любым уровнем знаний, так что сложные вещи – вроде небесной механики – я объясняю на простых примерах. Для выступлений я выбираю такие темы, которые будут интересны широкой аудитории: например, о том, что можно увидеть на небе невооруженным взглядом. На недавней лекции о скафандрах я рассказывал о том, как они развивались: кстати, тот модный костюм, в котором Мэтт Деймон играет в фильме «Марсианин», называется «скафандр обжимного действия». Он сделан по принципу высотно-компенсирующих костюмов, которые используются в авиации – похожие прототипы сейчас проходят испытания. А на отдельных лекциях я рассказываю о конструкции космической техники и истории космонавтики: Гагарина ведь помнят все, а кто летал после него – вы можете сказать? Ну вот, а ведь только в программе «Восток» было шесть полетов.
Есть и другой формат – лекции-реконструкции. На них я в симуляторе Orbiter я показываю, например, как проходил полета Юрия Гагарина на корабле «Восток-1» и рассказываю, как работала техника, и какие происшествия случились в том историческом полете.
Популяризация космонавтики – это хобби или основная работа?
Основное время занимает работа айтишником: я занимаюсь качеством программного обеспечения. Так что космонавтика – это очень серьезное хобби , которое дает интересные плоды. Например, скоро я прочитаю лекцию в Минском планетарии параллельно с конференцией по качеству ПО. В прошлом году в образовательном центре «Сириус» в Сочи я преподавал орбитальную механику и учил детей работать в программе Orbiter – симуляторе космических полетов. В «РИА Новости» меня приглашали техническим консультантом для инфографики о космодроме «Восточный», доводилось давать комментарии в СМИ в качестве эксперта и писать статьи в различные издания. Некоторые возможности появляются благодаря моей блогерской деятельности: например, в прошлом месяце я стоял на кожухе ядерного реактора атомной станции за Полярным кругом.
Посоветуйте что-нибудь тем людям, которые интересуются космосом.
Каждую лекцию я завершаю слайдом «Как заболеть космосом?» В нем много фильмов, потому что кино – это самый простой способ узнать что-то новое и лично убедиться: «О, какая классная штука!» Советую посмотреть фильм «Аполлон-13»: он показывает не только то, как произошла авария на корабле, но и истории людей, которые занимаются общим делом. Картина «Парни что надо» – об американских астронавтах программы «Меркурий» и летчике, который первым в истории преодолел скорость звука. Есть еще вдохновляющий фильм – «Октябрьское небо»: в нем рассказывается, как мальчик из шахтерской глуши в США стал одним из десятков тысяч людей, которые заболели космосом. Он увидел запуск советского спутника, начал делать модельные ракеты и потом работал в NASA: фильм снят по книге, которая является автобиографической. Первый спутник в каком-то смысле пробудил лучшее во многих людях. Не так давно вышел фильм «Гагарин. Первый в космосе», прекрасно показывающий его биографию и первый полет. Из классики советую сагу об инженерах-ракетчиках «Укрощение огня».
На вашем канале на YouTube записи лекций разбавляют ролики о моноколесах. Чем еще вы увлекаетесь?
Я вообще увлекаюсь техникой. Кроме этого, в 2010-2012 я летал на парапланах, а сейчас увлекаюсь моноколесами. После езды на таком аппарате ты воспринимаешь любые средства передвижения, у которых есть руль, педаль газа и тормоза, как какой-то архаизм: моноколесо управляется переносом веса, почти что с помощью мысли. Его я использую в хорошую погоду, и за три сезона накатал пять тысяч километров. Состояние велодорожек в Уфе удивительно хорошее, а этим летом в городе появился клуб электротранспорта – теперь во время поездок по городу довольно регулярно встречаю кого-нибудь из сообщества.
Почему вы решили рассказывать о космосе? Есть какая-то мысль, которую вы хотите донести до слушателей?
Есть много причин. Во-первых, космос – это красиво. Вы наверняка видели фотографии и видео из космоса: они же прекрасны! Кроме того, это интересная, шикарная и сложная техника, и временами – за гранью фантастики. Представьте себе, прямо сейчас два аппарата «Вояджер» летят уже больше 40 лет, причем один, как шутят инженеры, уже много лет работает в условиях «еще одна авария – и ему конец». И таких случаев очень много. Еще космос – это потрясающие люди. Я люблю спрашивать, почему космонавты – няшки? Да потому что нытики отбор не проходят. А ведь есть еще конструкторы, инженеры и огромное количество других людей, которые делают вклад в будущее космонавтики.
В мире много потрясающих вещей, и космонавтика – одна из них. Но чтобы заинтересовать других людей, нужно что-то, что «позовет» человека из привычной жизни. Я хочу, чтобы люди сами увидели: космонавтика – это классно, и подняли головы, оторвались от обыденности и получили шанс стать лучше и сделать лучше жизнь вокруг себя.
Комментарии (0)