Уже в конце первой четверти в большинстве школ проходят пробные экзамены. Чтобы развеять мифы о них и, возможно, немного успокоить одиннадцатиклассников и их родителей, мы поговорили с выпускницей лицея № 106 «Содружество» Мариной Кислицыной. Она рассказала нам, какими усилиями она достигла максимального результата и как относится к нему сейчас, уже поступив в университет.
Вы на ЕГЭ по литературе набрали 100 баллов, по русскому языку 89, а по обществознанию 71. Расскажите, как все прошло?
Еще я сдала базовую математику на «пятерку». В целом я была спокойна, стресс я испытала только за месяц, максимум за неделю до экзаменов. На самом ЕГЭ, когда нам уже раздали задания, я просто сконцентрировалась на них и волнение ушло. После я шла домой и чувствовала облегчение. Понимала, что очередной этап наконец-то пройден.
Считается, что в этом году некоторые предметы стали сложнее. Но, честно говоря, я этого не заметила, так как начала готовиться к экзаменам поздновато, только в одиннадцатом классе. А если бы сделала это раньше, в девятом или десятом, то изменения стали бы для меня неприятным сюрпризом и это бы сильно мне помешало.
Что для вас оказалось самым сложным я на экзаменах?
Непросто далось обществознание, потому что мне в целом больше нравятся русский язык и литература. Но я и не ожидала от этого экзамена высоких баллов, поскольку они были не так важны для будущей специальности. Если же говорить о «моих» предметах, то по литературе самым трудным моментом оказалось сочинение, потому что оно очень объемное и имеет много критериев оценивания. Соответственно, может принести больше всего баллов. По русскому допустила несколько ошибок в тестовой части, некоторые вопросы мне (как потом выяснилось, и многим другим тоже) показались сомнительными. Зато на сочинении досталась близкая мне тема, и я с удовольствием его написала.
Учителя перед ЕГЭ пугали вас или наоборот старались успокоить?
Случалось по-разному. Одни были уверены в наших силах. Другие же вроде бы и качественно нас готовили, предъявляли высокие требования (из-за чего мы думали, что легко сдадим их предметы), но в то же время каждое занятие нагнетали обстановку. Утверждали, что с каждым годом становится все сложнее поступить на бюджет, потому что мест все меньше, а желающих – больше. Звучали и фразы в духе, что вообще никому сейчас не нужны студенты и высшее образование. Из-за этого наша уверенность, конечно, падала. Но на тех уроках, где учителя говорили обратное, она восстанавливалась. Так что баланс соблюдался.
Есть мнение, что весь год (а то и больше!) приходится меньше развлекаться и практически все время уделять учебе – у вас было так же?
Нет. Я отношусь к учебе куда спокойнее, чем многие мои друзья. В начале одиннадцатого класса мне выпала возможность бесплатно поехать на смену в «Артек» благодаря участию в одной творческой олимпиаде. И мы целой группой от школы отправились в Крым. Знакомые спрашивали: «У тебя же ЕГЭ в этом году, как ты можешь так легкомысленно взять и уехать на месяц, выпасть из школьной программы и подготовки к экзаменам?» Возможно, у меня и была мысль, что я совершаю ошибку, но в то же время я понимала, что такой шанс приходит только раз в жизни. Тем более на тот момент мне уже исполнилось семнадцать лет, так что в дальнейшем при всем желании я бы уже не смогла попасть в «Артек». И я ни разу не пожалела о своем выборе, потому что получила очень много ярких впечатлений. С радостью повторила бы этот опыт.
Так что не могу сказать, что мой привычный распорядок как-то серьезно пострадал. Например, гуляла я так же, как и обычно. Единственное, что каждое воскресенье утром занималась в подготовительной группе по литературе под руководством нашей учительницы. Где бы я в тот момент ни находилась, мне кровь из носу нужно было подключиться к занятиям в «Зуме». Конечно, приходилось выделять немного времени на подготовку, следить за тем, чтобы она шла стабильно. Но в целом я старалась готовиться непосредственно на уроках, самостоятельно решала «пробники».
Расскажите, пожалуйста, подробнее о подготовке. Сколько времени она в итоге заняла?
Ближе к экзаменам, во втором полугодии я начала решать каждый день по одному-два варианта из специализированных книжек. В основном это касалось математики, потому что, скажем так, я не очень люблю этот предмет, у меня не технический склад ума. Такая же ситуация была и с обществознанием. Литературу я больше «начитывала»: по утрам, как правило, посвящала около 10-15 минут чтению хотя бы одной-двух глав книги из кодификатора (списка рекомендованной литературы для подготовки к ЕГЭ). Но меня это не тяготило, потому что мне нравится русская классика. Важно было знать тексты в подробностях, а не в кратком содержании, ведь оно на экзамене не поможет. Также освежала в памяти произведения, которые успела подзабыть, например те, что мы изучали в шестом классе.
С чем было труднее всего справиться?
Прежде всего, было непросто психологически: я уже упомянула давление со стороны некоторых учителей. А еще случались такие моменты, когда я видела, как одноклассники записывались на какие-то курсы, ходили к репетиторам. А я никуда не записывалась, верила больше в собственные силы. Чувствовала себя «белой вороной», порой думала, что мне тоже нужно где-то специально заниматься. В марте даже пришла мысль: «Ну уж сейчас-то точно стоит начать!» Но в итоге убедила себя, что уже слишком поздно.
Как вы справлялись со стрессом?
Мне помогало общение, встречи с друзьями. Многие из них младше меня, им не предстояло сдавать ЕГЭ, так что мы могли спокойно разговаривать на отвлеченные темы. А когда попадала в компанию к ровесникам, то там уже звучала тема экзаменов, и это давило. Но, как бы то ни было, мы все равно старались не зацикливаться на них, посещали различные мероприятия, веселились.
Какие у вас сейчас чувства по поводу высоких баллов на ЕГЭ?
После того как увидела результаты по литературе, первые несколько дней не могла в них поверить. Думала, что это розыгрыш, что стоит пересмотреть и там окажется меньший балл. Сейчас я уже привыкла. У меня несколько раз брали на эту тему интервью, так что я спокойно о ней рассуждаю.
Конечно, приятно, что получила такие высокие баллы, мои усилия не прошли даром. Очень благодарна учительнице по литературе, которая абсолютно безвозмездно провела с нами столько занятий. Она буквально дарила нам свое время и силы. Сейчас я рада, что прошла через такой опыт, ведь он был для меня в новинку. Но я бы не хотела повторить его еще раз.
Как на ваши результаты отреагировали учителя, родители, одноклассники?
Было очень много поздравлений. День, когда пришли результаты по литературе, был похож на день рождения. Теплые слова присылали даже незнакомые люди, например учителя из школы, которые никогда у нас ничего не вели. Но было приятно. Из скромности даже стеснялась направо-налево рассказывать о своем успехе, но люди все равно узнавали о нем из социальных сетей и писали мне.
Есть ли у вас чувство усталости от учебы?
Такое было в июне. Сразу после сдачи ЕГЭ на три дня возникло желание ничего вообще не делать, бесконечно гулять с друзьями и даже не думать о скором поступлении в ВУЗ. Сейчас, спустя несколько месяцев, у меня уже, видимо, обновилась энергия, я вдохновлена началом студенческой жизни, хочется получать удовольствие от пар, общения с преподавателями. Теперь я первокурсница филологического факультета РГПУ имени Герцена в Санкт-Петербурге (направление – «русская филология»). Мне интересно все, что связано с литературоведением, языкознанием.
Какие у вас планы на жизнь? Может, есть сокровенная мечта?
Когда меня спрашивают, кем я хочу работать, никогда не отвечаю на этот вопрос четко. Очень хотелось бы, чтобы то дело, которое я выберу после получения диплома, мне нравилось. Чтобы я ходила на работу не как по принуждению, а с улыбкой на лице. А вот что это будет за работа – сказать не могу. Может быть, попробую разные виды деятельности, я люблю их менять и совмещать.
Текст: Антон Сухарев
Комментарии (0)