Кандидат геолого-минералогических наук, который с 2016 года занимал должность заведующего кафедрой геологии и полезных ископаемых БашГУ, в сентябре назначен заместителем директора по науке Государственного геологического музея им. Вернадского в Москве.
Расскажите о своей семье. Кто ваши родители?
Папа и мама – медики по образованию, оба окончили Башкирский государственный медицинский университет. Отец защитил кандидатскую, но в 90-ые был вынужден уйти из медицины и открыть собственный бизнес, чтобы прокормить семью. Мать защитила кандидатскую, затем докторскую, сейчас является профессором медицинского университета.
Откуда у вас любовь к геологии?
В нашей семье она появилась в начале двадцатого века. История началась с моего прапрадеда по материнской линии, в честь которого меня и назвали Исхаком. Он был купцом в Томске, перед революцией год жил в Турции, где от местных жителей узнал, что там есть месторождения меди. Как человек предприимчивый, прапрадед подумал организовать производство. Но немецкий специалист, к которому он обратился по поводу обустройства месторождения, попросил заоблачную сумму. Так ему стало понятно, что геология – выгодное дело. Уже в Томске он отдал своего сына (моего прадеда) Абдулхака в местный политехнический институт (сейчас это Томский политехнический университет). Получив образование, мой прадед отправился в восточный Казахстан, на Алтай на поиски месторождений золота. В этом направлении он добился успехов, его заметили и пригласили в Москву – в «Главзолото» (организация, которая курировала поиски и добычу золота в СССР). Но, к сожалению, в 1937 году весь инженерный корпус этого предприятия расстреляли как врагов народа. В 1956 году всех реабилитировали за отсутствием состава преступления.
У Абдулхака в Москве остались жена и двое детей, которым пришлось сбежать в Казань. В этом городе на тот момент жил мой прапрадед Исхак, и здесь в столице Татарстана вырос мой дед Мурат Абдулхакович Камалетдинов.
Он ведь много лет руководил Институтом геологии в Уфе, не так ли?
Да, именно так. Он окончил Казанский государственный университет и по распределению попал в Стерлитамак. Он руководил стерлитамакской геолого-поисковой конторой, занимался поиском нефтяных месторождений. Позже его эффективная работа принесла плоды – деда пригласили в Уфу, в Институт геологии, директором которого он стал в последующем.
На счету моего деда целый ряд открытых месторождений нефти и множество значимых научных достижений. К примеру, он доказал надвиговое строение Урала, то есть тот факт, что Уральские горы и другие горные области СССР образовались за счет горизонтального движения пластов земной коры. В Советском Союзе такие научные воззрения были под запретом, считались буржуазными, как и генетика. Поэтому моему деду потребовались огромные усилия, чтобы доказывать свою теорию. В 1983 году он организовал приезд в Уфу и на Южный Урал более 70 ведущих специалистов-геологов Академии наук СССР. Они официально признали его теорию о надвиговом строении Урала, а возглавляемый им Институт геологии в Уфе стал главным в стране по вопросам шарьяжно-надвиговой тектоники. Свои открытия он обобщил в шарьяжно-надвиговую теорию, согласно которой все главные геологические процессы происходят благодаря горизонтальным движениям в Земной коре.
Дедушка был вашим главным учителем?
Конечно! Причем не только моим, мои братья тоже посвятили себя этому делу. С детства мы с дедом ездили в разные экспедиции, впитывали всю информацию. Помню, одной из первых экспедиций была поездка в Янгантау.
Я часто общался с дедом, мы обсуждали какие-то вопросы, темы, но многое все-таки не успел спросить. Мне казалось, что мой дедушка будет жить очень-очень долго. В 2013 году его не стало, и теперь я очень жалею о том, что не общался с ним намного чаще. Поэтому советую всем не совершать таких ошибок, ценить близких и как можно больше общаться с ними.
Как вы оцениваете современное образование?
В первую очередь, необходимо учить студентов добывать информацию, уметь анализировать и применять умения на практике, а не нагружать просто знаниями. Сейчас есть интернет, поэтому уже не актуально просто давать на лекциях выдержки из книг. На нашей кафедре в БашГУ мы сумели модернизовать учебный процесс. К примеру, у нас с первых курсов студенты занимаются векторной графикой – учатся рисовать геологические разрезы, 3D-модели месторождений. Мы ввели практику преподавания дисциплин по 10 минут на английском языке – знание английского делает выпускника еще более востребованным. Мы постарались сосредоточиться на практических работах, чтобы заточить знания студентов под нужды работодателей.
Чем вы занимаетесь сейчас?
В Москве я работаю в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского. Здесь я занимаю должность заместителя директора по науке и курирую именно научное развитие. У многих музей ассоциируется лишь с экспонатами, однако здесь ведется огромная работа по систематизации и изучению образцов, есть масштабное информационное направление. Мы создаем базу данных месторождений и полезных ископаемых всего мира.
Текст: Эвелина Габдрахманова
Комментарии (0)