Пока мы радуемся появлению на городских детских площадках ярких чудо-горок на прорезиненном покрытии и конструкций из цветной фанеры, Европа и США берут вектор на более мудрый подход в оформлении детских игровых зон, когда лучшими декорациями становится сама природа.
В то время как стандартные детские городки подразумевают игры по определенным сценариям, количество которых ограничено, европейская концепция Natural Playgrounds направлена на то, чтобы открыть все возможности для реализации детской фантазии. В естественных ландшафтах игры становятся разнообразнее, оригинальнее и, как следствие, ближе к жизни. А ведь в том и состоит цель детской игры – подготовить ребенка ко взрослой жизни. В конце концов, игра для ребенка – один из важнейших способов познания мира. В чем разность этих двух подходов? Давайте разбираться.
На каких площадках играют наши дети?
Практически все типовые игровые площадки похожи друг на друга как близнецы. И все они обладают рядом свойств спорной игровой ценности:
1. Предлагают заданную сценарность, из-за чего ребенок вынужден совершать однообразные действия, которые его мало вдохновляют.
2. Изолированность и отгороженность: нет возможности контакта с живой природой. Ребенок воспитывается в искусственной среде.
3. Мало разноуровневого пространства. Тематические объекты сильно ограничивают воображение, дети быстро теряют к ним интерес. А избыток дизайнерских находок сбивает детей с толку.
4. Ориентировка только на одну возрастную группу, что не позволяет ребятам разных возрастов обмениваться опытом.
6. Странные представления о безопасности: на прорезиненном покрытии больше шансов неудачно упасть, так как отсутствует естественное скольжение.
7. Яркие цвета приводят к повышенной утомляемости и эмоциональному раздражению ребенка. Откуда вообще этот стереотип, что детям нравятся активные цвета?
Эти и другие особенности игровых зон приводят к тому, что ребенок находит больше интереса в том, чтобы играть с куском стекла или мертвым голубем, найденным у подъезда. Оно и понятно. Вокруг такой необъятный, интересный мир, полный удивительных находок и безграничных возможностей. Зачем ребенку, активно познающему мир, проводить время на огороженной территории с объектами с низкой игровой ценностью? Однако у взрослых здоровый интерес ребенка к миру вызывает рефлекторное желание еще больше ограничивать, обуздывать, защищать и стандартизировать. В результате сплошные дефициты развития физических, интеллектуальных и творческих возможностей, оправданных рисков и экспериментов.
Влад Плескань, проектировщик детских игровых пространств Kids Project Group:
Есть стереотипное представление об игре как о праздном развлечении, которое отвлекает ребенка от «серьезных дел». Но на самом деле игра – это фундаментальная составляющая развития. Она занимает большую часть жизни ребенка, является единственно возможным способом познания мира у детей и важным фактором, напрямую влияющим на развитие и становление личности.
Что такое концепция Natural Playgrounds?
Большой интерес в развитых странах получили идеи Child Friendly Cities («Города, дружественные детям») и Natural Playgrounds («Природные игровые площадки»). Их цель – восстановить права ребенка на свободную игру в природных условиях. Вместо типовых, огороженных заборами площадок со сложными конструкциями из пластика и металла, предлагаются открытые зоны с интересным природным рельефом. Песок, валуны, живописные коряги и удивительные пни, растительность разной высоты, небольшие водоемчики и так называемые «свободные передвижные элементы», стимулирующие детскую фантазию – в общем, мир природы как он есть.
Преимущества таких открытых площадок очевидны. Дети сами определяют, чем и как они будут заниматься. Вместо того, чтобы «распредмечивать» причудливые замыслы проектировщиков и дизайнеров, они будут создавать свои миры и объекты в условиях, подходящих для этого.
Простой пример открытого объекта – домик, в котором можно разворачивать индивидуальные и коллективные сюжеты, а еще – лазить, общаться, экспериментировать и т.д. Или скульптуры без четкого предметного наполнения, которые могут превратиться в домик, башню, подводную лодку или чрево морского чудовища по воле детской фантазии.
Особенности площадок:
1. Нет предписанных сценариев, доступны разные виды деятельности.
2. «Открытость» объектов позволяет наделять их любыми смыслами, рождаемыми детской фантазией.
3. Игровое пространство создает возможности сюжетно-ролевых и подвижных игр, экспериментов, общения и сотрудничества.
4. Большая, просторная территория: есть места и для активных игр, и для того, что ребенок мог побыть наедине с самим собой.
5. Логичное зонирование, учитывающее интересы детей разных возрастных групп и создающее условия для их взаимодействия.
6. Минимум запретов. Ребенок может сам распознавать потенциально опасные ситуации и учиться управлять рисками.
7. Присутствие «4 стихий»: воздуха, земли, воды и огня, которые представляют хотя бы в символическом виде.
Евгений Жаворонков, архитектор проектов Kids Project Group:
Существует ли идеальная детская площадка? Пожалуй, нет. Но есть такие, с которых детям не хочется уходить. Поэтому при проектировании важно учитывать, прежде всего, врожденную тягу ребенка ко всему непознанному.
Свобода и ответственность
Отдельно стоит сказать об оправданных рисках, допустимых на детских площадках. Риск – способ проверить, изучить границы возможного и невозможного, дозволенного и недозволенного. Переживание рисков – это вообще одна из базовых потребностей человека. Чтобы вырасти и не бояться, ребенок в детстве должен иметь достаточно возможностей для опробования разных вариантов рискованного поведения. Разумеется, в контролируемых, безопасных условиях. Поэтому очень важно найти баланс между созданием условий для оправданного риска на детской площадке и стремлением защитить детей от серьезных травм. В нашей детоцентрической стране, увы, с этим балансом пока не складывается. Идет сильный крен в сторону ограничений, запретов во избежание рисков. При этом формалистский подход к вопросам безопасности малышей рождает куда больше рисков – причем, не только на самой площадке, но и за ее пределами, когда ребенок попадает в естественную среду и оказывается к этому неподготовленным.
На самом деле идеи Natural Playground отнюдь не новы. Вспомним хотя бы древних греков с их идеалом всесторонне и гармонично развивающейся личности или мысли Руссо о том, что ребенку до 12 лет вообще нужно давать максимум свободы. Сегодня обоснованность этих концепций доказывают экспериментальные исследования в области детской психологии и нейрофизиологии. Дети, играющие в природных ландшафтах, получают более высокие результаты при оценке способностей к концентрации, дисциплины и организованности. И чем зеленее игровая зона, тем лучше результаты.
Через игру ребенок учится жить. Быть самостоятельным, способным принимать верные решения, добиваться своего, рисковать, выигрывать и проигрывать, падать, общаться, чувствовать боль, понимать, как устроен мир. И если нам не всегда удается стимулировать развитие ребенка, может, хотя бы попробуем ему в этом не мешать?
Комментарии (0)