18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Николай Красников

Восемнадцатикратный чемпион мира по мотогонкам на льду и Президент мотоциклетной федерации Республики Башкортостан этим летом вновь выйдет на гоночный трек после двухлетнего перерыва.

Ваш отец привел вас в мотоспорт?

Нет, это было мое желание. Я родился и вырос в маленьком городе, мопеды и мотоциклы были очень популярны среди молодежи. Меня с самого детства тянуло к технике, а когда я впервые увидел мотогонки, то понял, что и сам хочу этим профессионально заниматься. На ледовый мотоцикл впервые сел в двенадцать лет. Первые два года у меня не было своего мотоцикла, и мне приходилось помогать тем, у кого он был, выполнять какую-то техническую работу, а иногда даже мыть полы или делать уборку в клубе, чтобы заработать право поездить. Те, кто вырос в постсоветское время, меня поймут.

Так сильно хотелось быть гонщиком, что вы два года занимались в мотосекции без мотоцикла?

Мне казалось, что если у меня его не будет, моя жизнь остановится. Мечту исполнили родители: папа продал нашу машину и купил мне мотоцикл. Мне так сильно хотелось чего-то добиться, что я не мог противостоять своему желанию. В восемнадцать-девятнадцать лет очнулся и понял, что кроме гонок у меня вообще никакой жизни нет. Моя юность прошла в гараже, а девчонки в школе смеялись, что от меня машинным маслом все время пахнет. Но мне все нравилось, я был счастлив.

В чем секрет ваших успехов?

Каждый, кто хочет добиться высот, должен сказать: «У меня обязательно получится, я сверну ради этого горы». Не мечтать, а ставить цели и достигать их, работать над собой. Когда человек научится анализировать свои и чужие действия, строить тактические схемы, то легко найдет короткий и безопасный способ добиться своей цели. А если он не умеет думать, то даже будучи способным спортсменом, не добьется результата. Того, кто ездит по старым заученным схемам из учебника, обогнать несложно. А еще мой папа с детства приучил меня надеяться только на себя: я никогда не нуждался в дополнительных механиках и сам знал, что мне нужно от мотоцикла и как этого добиться. Без хорошего знания техники в нашем виде спорта никуда.

Вы становились чемпионом мира восемь лет подряд. Не возникало ощущения, что у вас нет соперников?

Как только ты позволишь себе в это поверить – соперники тут же найдутся. И это произойдет настолько быстро, что ты уже ничего не сможешь изменить. Конкуренты есть всегда, просто иногда они сильнее тебя, а иногда – слабее.

Проиграть – это самое страшное в жизни спортсмена?

Нет. Во многих других соревнованиях мне не удавалось завоевать первое место, и я относился к этому спокойно. Но именно в той серии Гран-при, которую я из года в год выигрывал, не мог позволить, чтобы кто-то стал сильнее меня. Это было очень принципиально.

Мотоспорт считается одним из самых травмоопасных. Неужели вы никогда не боялись за себя и свое здоровье?

Я относился к этому так: одним юношей в мире больше, одним меньше – никто и не заметит. Нужно идти к своей цели и не оглядываться назад, не думать ни о чем. Судьба любит сильных.

Почему вы оставили профессиональный спорт на пике карьеры?

Я давно понял, что если ты пришел в спорт, надо добиться всего возможного и уйти на пике. Вовремя сказать все. И наступил момент, когда мне больше не захотелось не спать ночами, без устали тренироваться, думать наперед об уловках соперников. Проиграй я тогда свой титул – все газеты бы писали, что меня «съели». Я решил уйти – непобежденным. И я благодарю судьбу за то, что попал в этот спорт, за то, что удалось достичь таких результатов, за то, что у меня есть такие золотые родители, которые прошли со мной этот путь.

Сегодня ваш пример наверняка привлекает мальчишек в мотоспорт?

Мои спортивные успехи, безусловно, помогают мне в жизни, я продолжаю работать в этой сфере: руковожу Центром технических видов спорта, много занимаюсь с детьми. Когда я начинал, не было таких возможностей, и многие талантливые ребята, которые, может, и хотели бы, не смогли реализовать себя, потому что не хватало средств. А сегодня, благодаря поддержке руководства нашей республики и благотворительного фонда «Урал», у нас самая большая в России мотошкола: более семидесяти молодых мотогонщиков, самым юным из них – всего четыре года. В прошлом году мы поехали на сборы в Майкоп, где тренировались профессиональные команды – почти во всех было по семь-восемь спортсменов. А в нашей – тридцать два человека, включая тренеров. Над нами подшучивали, спрашивали, не из коммунизма ли мы приехали? Наша федерация – № 1 в России по количеству проводимых соревнований и по числу культивируемых видов спорта.

Над чем сейчас работаете?

Вместе с единомышленниками хотим создать центр военно-прикладных видов спорта, где будут не только мотогонки и спидвей на льду, но и снегоходы, картинг, секции бокса, борьбы, рукопашного боя. У ребенка должен быть выбор – если ему не понравится какой-то вид спорта, он сможет легко перейти в другой. И даже если не найдет себя ни в одном из них, наберет хорошие навыки работы с техникой, будет аккуратным на дорогах, проведет время интересно и с пользой.

Если бы был шанс – вы бы изменили что-нибудь в своей жизни?

В этой жизни мне ничего не хочется менять. Я просыпаюсь с мыслью о том, как бы найти минутку и сесть на мотоцикл, прокатиться. Это образ жизни, если однажды загорелся – уже никогда не отпустит.

Николай родился в городе Шадринск. Он самый титулованный ледовый мотогонщик в мире, обладатель десяти командных и восьми личных титулов чемпиона мира по мотогонкам на льду. За свои успехи благодарит папу и маму – Олега Николаевича и Галину Александровну. Занимает должности Президента мотоциклетной федерации РБ и Председателя правления Центра технических видов спорта. Любит горные лыжи, увлекается боксом.

Текст: Наиля Валиева
Фото: Александр Афанасьев

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: