Один из ведущих российских архитекторов, председатель Московского архитектурного общества, профессор МАрхИ и руководитель студии Ub.Design приезжает в Уфу с лекцией «Основы создания планировки современного жилого интерьера».
В одном из интервью вы обмолвились, что в старших классах колебались между двумя профессиями – художника и архитектора. Почему архитектура в итоге победила?
Мои мама и старший брат учились в Московском архитектурном институте, однако сам я не был до конца уверен, что хочу идти той же дорогой: меня тянуло быть художником, я неплохо рисовал и подавал определенные надежды. Поворотным моментом стало знакомство с известным иллюстратором Дехтеревым: зайдя к нему в мастерскую, я увидел огромное помещение, заваленное картинами, эскизами, какими-то рулонами – а в самом дальнем углу, совершенно незаметный, сидел маленький человечек и тщательно, тонкими линиями, рисовал – кажется, даже пером. Выглядело впечатляюще, но он был там совсем один. Я решил, что архитектор – более открытая и социальная профессия: в реализации твоих проектов участвуют десятки, сотни, даже тысячи людей – а ты находишься на вершине этой пирамиды.
Звучит как огромная ответственность. Бывает не по себе от нее?
Очень часто. Поэтому архитектор должен обладать решительным характером, уверенностью в своих идеях и чисто человеческой смелостью. Если художник нарисовал картину, и она ему не понравилась, он ее – раз! – поставил за шкаф и все, никто ничего не видел. А нашу работу оценивают все, она влияет на общественное сознание. Каждое здание, которое вы проектируете, будет либо уродовать, либо украшать город. Представьте, если бы вместо Адмиралтейской иглы в Петербурге архитектор нарисовал не такую стройную композицию, а небольшую башенку со шпилечком – и все, питерский силуэт утратил часть своей аттрактивности. Архитектура – это огромная ответственность, но и огромные возможности: упреждая время, вы фактически его прогнозируете. Придумываете что-то, что столетиями будет вписано в городской ландшафт.
Как найти баланс между требованиями рынка и творческими амбициями?
Это сложно, но без требований рынка ничего не построишь. Не бывает так, что архитектор сидит в келье, что-то рисует – а потом вдруг находятся умельцы, которые воплощают его фантазии. Возьмем, к примеру, знаменитую угольную электростанцию «Баттерси» в Лондоне – ту, что изображена на обложке альбома Pink Floyd. Она закрылась в восьмидесятые, ее собирались сносить к чертовой бабушке – а сейчас уже десять лет ведутся работы по реконструкции станции. Но этот проект стоил миллиард фунтов стерлингов. Понимаете, миллиард! Без заказчика и его бюджета работа архитектора невозможна. Более того, сейчас в России ведутся дискуссии о том, что деятельность архитекторов недостаточно оплачивается. У нас в стране эта профессия считается не творческой, а прикладной: проектировщик создает чертежи для строительства и получает за это скромные деньги.
Что сейчас должен делать архитектор, чтобы много зарабатывать?
Знаете, однажды знакомый архитектор при мне говорил по телефону: «Я научу вас продавать архитектуру! Расскажу, как делать из нее товар!» Ну, не знаю. Честь и хвала ему, конечно. Но мне кажется, что если специалист упорно работает, он будет востребован: всегда найдутся и заказчики, и бюджеты.
Вы работаете в минимализме?
Мне нравится это направление: считаю его популярность обоснованной. Есть такой известный дизайнер, Карим Рашид. Его фишка – яркие цвета в интерьере: фуксия, салатовый, бирюзовый. Конечно, вы можете тоже использовать неожиданную палитру: это сделает вас узнаваемым и эпатажным. Но в реальности кричащие оттенки утомляют взгляд. Просто представьте: вы идете по городу и видите красное здание, желтое, фиолетовое – у вас начнет рябить в глазах. А минимализм как раз предполагает сдержанное использование цвета и формы, не отягощенные ненужными деталями и сложными фрагментами.
Ваш любимый город с точки зрения архитектуры?
Древний Рим. Первый город мира, с которого все началось: он долго строился и многократно разрушался. В моем представлении, это лучший пример городской ткани – места, привлекающего огромное количество людей. Хотя, конечно, есть много интересных городов: Венеция, Москва, Петербург. Токио – удивительное место, гипертрофированно масштабное: сложно представить, как оно живет.
Как, по-вашему, будут выглядеть города через сто лет?
Профессия архитектора предполагает, что он должен знать ответ на этот вопрос. Но есть вещи, которые невозможно предсказать. Например, троллейбусы – все любили этот вид транспорта, Булат Окуджава писал про них стихи: «Я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный…» А потом, буквально за полгода, им на смену пришли электробусы. И в городе все изменилось: исчезли троллейбусные провода, очистился горизонт. Или взять электросамокаты: совершенно новый для города транспорт, который появился неожиданно. Возможно, через сто лет появятся аэротакси. Или совершенно новая технология строительства. Или города вообще станут не нужны: люди будут жить на природе, работать удаленно и заказывать все необходимое через доставку. Прелесть как раз в том, что мы этого не знаем.
Текст: Эльвира Галиева
Комментарии (0)