Великому клоуну сегодня, 31 июля, исполнилось бы 90 лет. В последние годы жизни его можно было увидеть в представлениях Цирка на Фонтанке в Петербурге, ради которых он даже вернулся из Германии.
Ваш знаменитый номер «Луч» идет теперь под музыку песни Фрэнка Синатры My Way — и кажется, это действительно тот путь, который вы и хотели пройти?
Я вам скажу, что вы, похоже, умный человек. Заметили в этой моей репризе какое-то философское начало.
Конечно, оно же очевидно.
Далеко не все это видят. Большинству людей просто нравится картинка, думаете, многие размышляют о смысле?
Звезды часто оказываются заложниками своей славы— от того же Синатры все хотели в первую очередь именно My Way.
А вы знаете, есть зрители, которые видели меня тридцать лет назад, но приходя на мои представления сегодня, они первым делом интересуются, а будет ли «Луч». Этот номер стал моим фирменным знаком. А я всегда именно к этому и стремился: однажды увидел фото Чаплина, позади которого была его совершенно узнаваемая тень, и подумал тогда, что нужно придумать себе такой образ, чтобы его можно было определить даже по тени.
Ваш персонаж-франт не был похож на привычного клоуна в стоптанных башмаках— это Иванушка-дурачок, но съездивший в Париж?
Вот-вот, вы точно подметили. Я ведь в самом начале и работал в образе Иванушки с копной соломенных волос, но с годами он трансформировался. Однажды во время съемок на «Мосфильме» картины об артистах цирка «Арена смелых» случайно нашел клетчатую кепку— и сегодня в первую очередь меня узнают по ней, это уже мой торговый знак. Потом появились черный бархатный пиджачок, красные жилет и галстук-бабочка, полосатые штаны. Когда в 1950-е стал подниматься железный занавес, первым за границу поехал цирк, а уж только потом балет Большого театра. И конечно, все удивлялись моему облику: русский и без бороды, медведя на поводке и почему-то не пьет водку из горла.
Ну а со своими красными носками вы вообще опередили моду.
До сих пор, когда у меня день рождения, я пишу в приглашении: «Одежда— любая. Носки— красные».
Клоун— это центральная фигура в цирке, он должен не только уметь смешить, но быть и эквилибристом, и жонглером, и акробатом, и пародистом. Сегодня видите вокруг себя достойную смену?
Дарования сейчас есть: я ведь и приехал в прошлом году в Россию впервые за двадцать пять лет именно потому, что хотел посмотреть на фестиваль молодых цирковых артистов в Сочи. И увидел там много интересных ребят. Но сегодня нет имен. Вы можете назвать хоть одного известного молодого не только клоуна, но фокусника или дрессировщика?
За последние годы мир завоевал Cirque du Soleil — это развитие традиционного цирка или уже новый жанр?
Что такое искусство? Оно объясняется одним словом — «эксперимент». И если эксперимент удачный, если он нравится зрителю — значит, надо продолжать, мы ведь существуем для зрителя. В Cirque du Soleil прекрасная музыка, великолепные костюмы, отличные световые эффекты — люди нашли свой почерк, свой путь.
Все годы, живя в Германии, вы продолжали активно гастролировать, но, наверное, даже для вас шестьдесят представлений за два месяца в Цирке Чинизелли — напряженный график?
Наоборот. В основном мы выходим на манеж вечером в пятницу и по два раза в выходные дни, а потом отдыхаем. Не нужно никуда переезжать каждую неделю, и условия в Петербурге прекрасные.
Вам было двадцать лет, когда у вашей матери случился инсульт— следующие десять лет она была парализована, а вы за эти же годы стали известны всему Советскому Союзу. Смешить публику на арене в такой ситуации было, наверное, не просто?
Цирк — это искусство, благодаря которому все возвращаются в детство. Вот и я вспоминал на арене свое детство — самое счастливое, как и у всех, время в жизни. Оно стало для меня таким именно благодаря маме, хотя пришлось на годы войны.
В начале 1990-х у вас умерла жена, а затем вы потеряли все свои сбережения. Вам тяжело было начинать жизнь заново, снуля в чужой стране?
Конечно. Но мне очень помогла моя вторая жена, Габи. Встреча с ней — подарок судьбы. Мне было шестьдесят, ей тридцать, когда мы познакомились. Вскоре моя дочь Ольга вышла замуж за немца и тоже переехала в Германию вместе с дочерью.
А чем сейчас занимается ваша внучка?
Вера прекрасно окончила университет, говорит на четырех языках, прошла практику в компании, занимающейся связями с Россией, а потом ей предложили в ней пожизненный контракт — представляете, как ее ценят на работе?
Вы недавно были в Москве, которая очень изменилась за годы вашего отсутствия. Скучаете по ней?
Посидел на ступеньках Цирка на Цветном бульваре, но внутрь зайти не смог себя заставить. Я вам так скажу: дайте мне сегодня роскошную квартиру в Москве — откажусь! Я уже привык жить в лесу, в своей деревушке Эглофштайн в Баварии. Хочется видеть, как солнце встает и садится, слышать, как птички поют. Вот сейчас наступает весна, у нас там кругом вишни и яблони, все вокруг будет белое. Очень красиво!
Олег Попов стал народным артистом РСФСР в возрасте двадцати девяти лет, а народным артистом СССР — в тридцать девять. Он часто гастролировал за границей и во время выступлений в Лондоне получил прозвище Солнечный Клоун. Снимался в фильмах «Синяя птица» с Элизабет Тейлор и «Мама» с Людмилой Гурченко. В 1981 году был награжден самым почетным профессиональным призом «Золотой клоун» на цирковом фестивале в Монте-Карло. |
Текст: Виталий Котов
Фото: Алексей Костромин
Комментарии (1)