В 2025 году в Уфе начнут строить памятник Маргарите Куприяновой – главному архитектору Черниковска. Эту задачу поручили заслуженному художнику Башкирии Ханифу Хабибрахманову – он рассказал нам о рабочем процессе, вдохновении и взглядах на современное искусство.
Как вы обычно выстраиваете работу?
Обычно я прихожу в мастерскую в 9-10 часов утра и работаю допоздна. Что насчет времени – с каждым произведением по-разному. Творческий процесс невозможно определить линейным временем: бывает, идея приходит быстро, бывает – мучительно долго. После всех эскизов я создаю рабочую модель памятника, а дальше идет литье из бронзы.
Когда художник начинает работу, он задействует накопленные знания, мировоззрение, темперамент. Может быть, даже опыт из предыдущих жизней! Конечно, важен уровень профессионализма– только с ним художник сможет сделать работу высшего класса. Думаю, для искусства скульптуры это наиболее важно – все-таки именно материал диктует пластические решения для целого проекта.
Чем вы вдохновляетесь, когда приступаете к новой работе?
В первую очередь историей искусств. Потом – насмотренность. Я бывал в Греции, в Испании, смотрел и изучал скульптуры, которые создавали в этих странах. Сейчас стало даже проще – есть интернет, можно в любой момент найти любую скульптуру и почерпнуть вдохновение. Ты смотришь, перерабатываешь информацию в голове, и у тебя щелкает – надо сделать именно так!
В этом плане скульптора можно назвать свободным: мы можем выбирать художественные решения, обращать внимание на детали. Но работаем, можно сказать, по заказу, поэтому я не могу прийти в администрацию и сказать: «Хочу сделать вот такой фонтан или памятник».
Почему вы увидели памятник Куприяновой именно таким?
Осенью 2021 года объявили республиканский конкурс, где выбирали проект памятника главному архитектору Черниковска Маргарите Куприяновой. Я отправил собственный вариант. В композиционном смысле изобразил женскую фигуру в легком одеянии, которое подчеркивает женственность и красоту образа. Куприянова держит в руках свиток, где я изобразил рельефные очертания зданий – можно легко узнать контуры знаменитых восьмиэтажек. Внешний вид колонны отсылает ко временам Римской империи и греческого возрождения.
Сразу после объявления конкурса я начал загружать мозги: искать фотографии, собирать материалы. У Маргариты Куприяновой было не очень много фотографий, всего три или четыре. Потом я делал разные варианты набросков на бумаге, а следом работал над миниатюрами. Но даже если уменьшенная копия будущего памятника уже готова, все может поменяться.
Сталкивались ли вы с критикой из-за того, что в ходе работы меняли облик памятника?
Недавно такое было как раз с памятником Куприяновой: был первоначальный вариант, который я уже слепил, и жители города стали критиковать его, мол, очень похоже на другую мою работу, фонтан «Семь девушек» – складки юбки, женская фигура. А я к тому моменту уже работал над другим вариантом. Скульптор всегда что-то придумывает в ходе работы, добавляет, убавляет. Этот процесс идет постоянно.
Получается, вы не вдохновлялись «Семью девушками», хоть это одна из ваших самых известных работ?
Пожалуй, нет. Памятник Куприяновой и фонтан «Семь девушек» похожи лишь тем, что в обоих случаях есть женские образы, а подход разный. «Семь девушек» – это башкирская легенда о сестрах, которые погибли ради свободы, здесь мифология, национальная культура. Сам фонтан – это горизонтальные линии, округлые формы, прямо как у зданий рядом с ним.
У Маргариты Куприяновой совершенно другая история – она приглашала архитекторов из Петербурга, чтобы создать план Черниковска. Это сталинский ампир, более классические архитектурные решения, поэтому и памятник должен этому соответствовать – ордер, капитель, вертикальные формы. Все это подсказывает среда, в которой памятник будет находиться – в конце аллеи, названной в ее честь, прямо перед восьмиэтажками. Мне очень нравится это место – и скульптура, и город вокруг начнут играть по-новому!
Поделитесь мнением о современных памятниках и арт-объектах, которые появляются в городе.
Мне кажется, в городе стало больше арт-объектов низкого художественного уровня. Помните, я говорил, что материал сам диктует способы работы с ним? На мой взгляд, если художник делает произведение из, скажем, металла с грубыми швами или пластика, а потом красит его под бронзу – получается менее художественно, чем если бы он использовал яркие, контрастные цвета, современные формы. В скульптуре, да и вообще в искусстве, очень важен правильный подход к материалу, умение его дизайнерски обыграть и прочувствовать.
Комментарии (0)