В рубрике «Первый опыт» люди Петербурга вспоминают о своей первой работе. Бизнесмены, промоутеры, дизайнеры, музыканты — чем они зарабатывали на жизнь в начале своей карьеры, какой опыт получили, о чем хотели бы забыть и о чем мечтали. В новом выпуске — художник Петр Белый рассказал, как работал в 16 лет землекопом в археологической экспедиции.
Петр Белый
художник
«Я был землекопом в археологической экспедиции в городе Луцке на Украине. Это традиционный для интеллигентского круга обычай летом отправлять шестнадцатилетних юношей и девушек на раскопки. Хотя в мои задачи входило отнюдь не раскапывать древние артефакты, все было гораздо проще: в кузов грузовика накидывали отработанную землю и отвозили ее в овраги, а я сидел верхом на этой куче, и в момент разгрузки лопатой, а потом уже и руками отковыривал прилипшие к бортам кузова комья. К концу дня я был грязный по уши, мы шли купаться на речку с прекрасным названием Стырь, а на следующий день сценарий повторялся. Помню, за это платили деньги, но тогда, в угасающем СССР, накануне перестройки, к ним было другое отношение. Работали мы просто ради работы.
В начале девяностых началась моя история, связанная с искусством. В стране происходили мощные изменения, открывались первые кооперативы, и поскольку у меня было начальное художественное образование взялся выполнять заказы по росписи тарелок. Моими начальниками были бизнесмены, которые продавали фарфоровые изделия а-ля начало XX века, агитационный фарфор. Однако мой труд их как-то не впечатлил, заказчики чуть было не пришибли меня одной из тарелок. Потом оказался в Англии, где работал своего рода почтальоном. Рассылал письма и буклеты одного благотворительного фонда. Почти 2 месяца я раскладывал по конвертам листовки, наклеивал марки, запечатывал посылки - очень скучно было.
Я вообще считаю, что все мы, в большой степени, продукты своего времени. Мои юные годы пришлись на коллапс СССР, и это накладывает определенный отпечаток на жизнь и отношение к ней. Как я уже говорил, само понятие работы в то время было иным, а о том, чтобы «ходить на работу» речи вообще не шло. Происходили финансовые аферы, инфляция, передел собственности, приватизация, разгул. Появлялись фарцовщики, челноки, бандиты. Художнику можно было продать свою картину за 100 долларов и веселиться на эти деньги месяц, и это, собственно, и было главным»
Комментарии (1)