В рубрике «Технологический процесс» «Собака.ru» наблюдает за течением жизни на известных петербургских предприятиях. В новом выпуске — ювелирный завод «Русские самоцветы».
Общество «Русские самоцветы» было создано еще в 1912 году по указу императора Николая II и было призвано развивать камнерезное искусство в России. Но война и приход к власти большевиков изменили планы: пролетариату носить ювелирные изделия было не к лицу. Оживление на предприятии началось только в 1960-х годах, когда завод, по словам его работников, вдруг начал делать буквально все и из всего: в ход шли любые камни, любые металлы, а на выходе получались всевозможные изделия: от колец до посуды. Из-за растущей конкуренции 2000-е стали для завода настоящим испытанием, штат пришлось сильно сократить, часть помещений отдать под офисы и торговые помещения. Сейчас «Русские самоцветы» - ведущее ювелирное предприятие России, а мастера сохраняют традиции эпохи Карла Фаберже.
Процесс создания любого украшения подразумевает, что увидеть, каким оно будет можно уже на первых этапах работы. Вначале художник рисует два эскиза изделия (анфас и профиль), а затем 3D-конструктор работает над созданием объемной проекции. Далее компьютер сам задает программу, по которой станок изготовит восковую копию предмета, превратив его из виртуального в реальный. К модели из воска позже будет присоединен переходник, по которому поступает металл, и изделие можно будет отливать в золоте или серебре.
На участке литья обычно изготавливаются предметы со сложной конструкцией, состоящей из нескольких деталей. В резиновую форму заливают воск и создают черновую модель каждой детали, затем их соединяют в единую композицию и накрывают металлическим стаканом со смесью песка и гипса. Часа два масса застывает, а потом нагревается в печи при температуре до 200 градусов, воск расплавляется, вытекает, а внутри стакана остается полое пространство, которое точно повторяет контуры изделия. Туда заливают металл, а когда он остынет, песок и глину счищают мощным напором воды и украшение можно считать почти готовым.
На механическом участке работают полуавтоматические станки, которые штампуют изделия на прессе. В гидравлическом, например, больше усилия, зато работает он медленнее. Хотя на оттиск одного предмета требуется меньше минуты. На токарном станке делают объемные предметы, например, чашки. Металлическую пластину нагревают до определенной температуры, а потом специальным инструментом вдавливается нужная форма. Когда украшение готово, его обтачивают ювелиры, сглаживая неровные края.
Камни закрепляются на украшении в последнюю очередь. В «Русских самоцветах» есть особая технология невидимой закрепки, ей посвящен целый участок на заводе. Бриллиант обтачивается сверху как куб, а снизу как конус с мельчайшими выемками на конце. На изделии, в свою очередь, вырезается решетка, и камни укладываются в нее по принципу плитки на асфальте.
Помимо украшений, «Самоцветы» известны своей эмалево-филигранной посудой. Филигрань – особая ювелирная техника плетения узора из тонкой золотой или серебряной проволоки. Вначале серебро обжигают открытым огнем при температуре 700 градусов – это делает поверхность матовой и рисунок становится виднее. Узор выкладывается фигурной проволкой согласно эскизу, закрепляется клеем и посыпается припоем, который при обжиге, когда выгорает клей, намертво припаивает его к изделию.
Роспись эмалью – еще один вид декоративной отделки. Эмаль – это стекло, по своей химической формуле близкое к хрусталю. В первозданном виде напоминает порошок, который разводится дистиллированной водой и превращается в краску. Роспись закрепляют также обжигом в печи, но время рассчитывается индивидуально: вилку, например, достаточно подержать при температуре 740-780 градусов две минуты, а кофейник – около получаса. Холодную эмаль обжигают при меньших температурах, но предупреждают – эмаль боится ацетона и маникюр рядом с ней лучше не делать.
Фото: Игорь Симкин
Комментарии (8)