В Калининграде прошел фестиваль «Короче», объединивший профессионалов «короткого метра». Уфимская актриса Юлия Хамитова представила на нем две работы. В одной снялась сама, а вторую – спродюссировала. Одна из картин – фильм «Влечение» попал в конкурсную программу фестиваля, был тепло принят публикой, но не взял приз жюри. Мы узнали у Юлии, как она пришла в мир кино.
Хотелось бы узнать о вашей биографии. Из какой вы семьи, где родились, учились, как стали актрисой?
Я родилась в большой татарской семье. Мой папа – военный, мама – инженер-технолог. Нас у родителей три дочки, есть еще брат от первого брака папы. Когда мне было 13 лет, мы переехали из маленького городка в Уфу. Я и моя младшая сестренка учились в республиканской гимназии им. Г. Альмухаметова. Учебная программа была насыщенная, это помогло мне с легкостью поступить в Уфимское училище искусств на факультет «Теория музыки».
Мне кажется, что с этого и началась моя тяга к сцене – я была активная, учеба давалась легко и у меня было достаточно времени, чтобы вести еще и отчетные концерты училища. После третьего курса, не окончив училища, я прошла огромный конкурс – 100 человек на место – и поступила в Санкт-Петербургскую академию Театральных искусств. Но училище все же решила закончить. Я прилетала на сессии, готовилась к экзаменам удаленно – это было нелегко и страшно, потому что в академии могли отчислить за любой пропуск: мне приходилось досрочно сдавать сессию. И на каникулы домой я приезжала не отдыхать, а снова учиться.
В академии я очень хотела поступить на факультет «Актер музыкального театра». Но не прошла, выбрала курс драмы Григория Дитятковского и ни разу не пожалела. Мы учились при БДТ им. Г. Товстоногова, посещали спектакли великих: Алисы Фрейндлих, Олега Басилашвили, Андрея Толубеева, а худруком театра тогда был Кирилл Лавров – мы застали целую плеяду величайших мастеров.
Помните ли вы свои первые кинопроекты?
Во время учебы нам не разрешалось сниматься в кино – этой позиции придерживаются многие мастера курсов театральных вузов. Поэтому самую первую роль я получила после окончания академии. Это была роль даже не третьего плана – всего одна сцена с одной репликой в фильме «Морфий». Но я считала, что мне невероятно повезло поработать с Алексеем Балабановым и начать кинокарьеру у него.
Когда вы переехали в Москву и почему?
Когда я закончила академию, меня и еще двух моих подруг пригласил наш однокурсник Кирилл Сбитнев репетировать спектакль по письмам Кафки к его возлюбленной Фелиции. Мы показали его Евгению Витальевичу Миронову, который тогда только-только возглавил Театр Наций, и он сразу взял нас в репертуар. Это был наш дебют на профессиональной сцене и сразу у Миронова – это было огромной удачей и счастьем!
Первое время я еще пыталась жить в Петербурге и ездила играть в Москву, но потом решила переехать. Я понимала, что Москва – это город возможностей, да и после Петербурга уже была готова к жизни в большом городе. Петербург меня воспитал, а Москва – полюбила.
Как относятся родственники к вашей карьере актрисы – поддерживают ли или считают такое поприще ненадежным?
Каждый раз, когда я сомневалась и задавалась вопросом: «А правильно ли я делаю?» – мои родители отвечали: «Правильно». Мне кажется иногда, что и сейчас они верят в меня больше, чем я сама, – и это бесценно. У нас есть такая история в семье. Мою маму не отпустила ее мама, моя бабушка, учиться в Челябинский институт искусств, куда ее хотели зачислить без конкурса. Тогда бабушка как раз и сказала, что это, как вы говорите, ненадежное поприще и надо выбирать более земную профессию. Но тогда было совсем другое время… Получается, я как будто исполнила мамину мечту.
Участвовала ли вы в других кинофестивалях до этого?
Я обожаю фестивали. Посещаю российские и международные киносмотры более пяти лет, даже если не представляю фильм. Отправляюсь туда развиваться, вдохновляться фильмами, знакомиться с новыми людьми. И, наконец, в прошлом году я впервые посетила Каннский кинофестиваль, представив там фильм «Шаги» Ильи Шерстобитова в программе Short Film Corner Cannes. Я сыграла в нем одну из женских ролей и дебютировала в индустрии как исполнительный продюсер. Фестиваль был юбилейный, 70-й, и он так сильно вскружил мне голову, что я решила развиваться и как продюсер.
На фестивале в Калининграде вы представляете фильм «Гаденыш», где сыграли главную роль. Расскажите о нем? Как начинался проект и как вы получили роль?
Показ в Калининграде на «Короче» будет премьерным. Лиза (режиссер Елизавета Лазерсон – прим. ред.) искала актрису для театрального отрывка в Лаборатории Константина Богомолова, так мы и познакомились. А потом она предложила роль в своем дебютном фильме. Это социальная история о выборе, справедливости, в какой-то мере, и о разнице поколений. Моя героиня – успешная молодая женщина, которая оказалась не готова к решению взять ребенка из детского дома на воспитание. Мы с Лизой перечитали много историй на форумах, и, конечно, многие откровения таких женщин просто шокировали нас. Фильм с открытым финалом: думаю, у каждого он будет свой.
А про фильм «Влечение» совсем мало информации в интернете. О чем он? Как начинался проект и как к нему примкнули вы?
Мне позвонили за неделю до «мотора»: «Юля, нужен исполнительный продюсер, выйдешь?» Я, согласилась – уж очень понравился сценарий. А когда узнала, что режиссером будет Дима Тархов, с которым мы познакомились на Каннском фестивале, то, вопросы и сомнения по поводу успеха фильма отпали сами по себе. Это короткометражка в духе «черной комедии», близкая по стилю к Тарантино, о том, что может произойти на съемочной площадке. Мы не ограничиваем зрителя: эта история будет интересна не только киношникам, но и любому киноману.
Что больше понравилось − быть актрисой или быть за кулисами, но играть роль руководителя?
Я всегда говорила и говорю: мне нравится создавать кино. А в каком качестве я буду это делать: как актриса или как продюсер – неважно. Я чувствую такой же адреналин, когда готовлю проект, как и когда работаю в кадре. Я человек-команды. И быть причастной к кинопроцессу, работать с настоящими профессионалами, смелыми режиссерами и талантливыми партнерами и получать при этом удовольствие − это то, к чему я стремлюсь.
К тому же с этого года я являюсь представителем Russian Film Week in London/Недели Российского кино в Лондоне, как куратор программы Короткого метра. И теперь я не только создаю кино, но и отбираю лучшие картины.
Расскажите о проекте, в котором вы сейчас заняты.
Сейчас я репетирую международный театральный проект «Слушай, я умираю» – совместный спектакль режиссеров Антона Бонничи и Елены Смородиновой. Премьера состоится в Париже уже в сентябре, а в Москве – в октябре. Это для меня прорыв в театральном плане – и с точки зрения глубины роли, и с точки зрения языкового барьера. Я никогда не играла на иностранном языке, а здесь шоу расписаны на несколько дней, и постановки будут чередоваться: один блок на английском, второй – на французском, который, к слову, начала изучать только год назад. Конечно это колоссальный опыт для меня, большая ответственность и, можно сказать, старт работы в Европе.
Комментарии (0)