За модным словом, вынесенным в название, скрывается неоспоримая истина, что еда должна доставлять — не только сытость, но и эмоции с впечатлениями. Мы примерили хайп новейших маркетинговых исследований на блюда из меню петербургских ресторанов.
Будущее из романов Филипа Дика, где вкусы, цвета, звуки, прикосновения и запахи существуют нераздельно, — вопрос недалекого времени, и готовят его не только в лабораториях НИИ, но и на кухнях общепита. Сенсплорейшен, о котором с придыханием говорят на воркшопах маркетинга люксовых товаров пищевой промышленности, — это то, сколько органов чувств, кроме вкусовых рецепторов, может затронуть, например, шоколадная конфетка или односолодовый виски. Без этого, как утверждают визионеры, скоро будет не скормить людям вообще ничего: тем, кто привык сутками держать в руке айфон, портал выхода в виртуальную реальность, подавай не количество калорий, а опыт, переживание и приключение — с непременным эмоциональным контактом.
Мультисенсорность, апелляция сразу к нескольким органам восприятия мира, уже активно эксплуатируется современным искусством. Летом 2015 года в Тейт Британия реализовали проект Tate Sensorium, где живописные работы Фрэнсиса Бэкона, Ричарда Гамильтона и Дэвида Бомберга можно было послушать как саундтрек, пощупать как материю, попробовать как шоколадку и понюхать как аромат. Передовой мировой общепит старается не отставать: в берлинском Ritz Carlton — захватывающее видеоменю на сенсорных экранах и коктейли, подобранные исходя из того, какой запах тебе нравится.
Петербургскому гастрономическому сенсплорейшену еще предстоит научиться будоражить одним блюдом сразу четыре-пять органов чувств, но ведущие шеф-повара уже умеют польстить двум-трем из них, одновременно растрогав до слез. В ресторане «Мечтатели» паштет из куриных сердец поступает к тебе художественной композицией из настоящих по форме сердечек с гарниром из сладкой ваты, которую можно есть без приборов, чтобы почувствовать на пальцах липкую сладость родом из детских прогулок, а дуэт пасты и гребешков — оптический обман: они не различимы внешне. Кокосовый десерт с глинтвейном в центре из ресторана «Гастрономика» выглядит как настоящий снежок, и выносят его в варежках, так что ты, даже не касаясь тарелки, по инерции чувствуешь на ладонях прохладу.
В ресторане «Ломбард», в барах «Полторы комнаты» и Imbibe гарниром к коктейлям может идти ароматный дым можжевельника, ольховых опилок или еловой ветки, в баре El Copitas учат пить мескаль из крошечной чашечки так, как будто ты его целуешь, и рассказывают волнующую историю этой традиции. Десерт «Мамин любимый цветок» из «КоКоКо» тоже умеет разбередить душу: получив съедобную копию разбитого цветочного горшка, сначала холодеешь от собственных тематических воспоминаний детства, а потом с удовольствием своей рукой рушишь хрупкую шоколадную конструкцию, наслаждаясь хулиганством без последствий. Блюдо годами не выходит из статуса инстаграм-хита: его фотографируют более ста раз в месяц. То есть его сенсплорейшен реально работает.
Комментарии (0)