• Светская хроника
  • Герои
Герои

Поделиться:

Все началось с Возрождения

Прогуливаясь по центральным улицам, вы наверняка встречали на стенах образы из эпохи Возрождения. С автором этих работ художницей Лидой Железняк мы поговорили о творчестве и городском проекте, которому уже четыре года.

 

Как пришла идея создания вашего городского проекта?

Летом 2018 года я познакомилась с пространством «Книжный», где была, в том числе, художественная галерея. Организаторы принимали там художников — такой благотворительный проект для творческих людей. Мы с моей лучшей подругой Тамарой Ананьевой, скульптором, создали творческий коллаб и сделали там выставку, посвященную эпохе Возрождения. С Томой мы переработали по-своему картины этой эпохи: Да Винчи, Боттичелли, Микеланджело. И во время выставки Евгений Литвиненко, один из учредителей, предложил поучаствовать в городском проекте. Эта идея у меня родилась давно. Он лишь озвучил то, что я хотела всегда.

Недалеко от самого «Книжного» на Кировском, 53 была стена, на которой очень хорошо бы смотрелась моя роспись. Мы договорились с хозяином дома, и в октябре 2018 года я начала рисовать. Я взяла за основу работу Уильяма Бугро — женщину в зеленом платье. Мы решили, что все будет зависеть от того, как на проект отреагирует общество. Реакция людей оказалась лучше, чем мы ожидали. Даже в процессе работы огромное количество людей останавливались, спрашивали и даже благодарили. Для меня слышать слова благодарности было чем-то невообразимым, великолепным и странным. Это было только начало.

Не все ваши работы в городском пространстве сохранились, они не застрахованы от вандалов. Как вы относитесь к тому, что их портят, и есть ли те, кто за ними следит, оберегает?

Работы не застрахованы, и, конечно, я была готова к тому, что люди будут делать, что хотят. Это не мое личное пространство, это пространство города. Но, честно признаться, была надежда на то, что их не будут трогать. Когда это произошло в первый раз, было очень больно, будто часть меня просто закрасили, уничтожили. А сейчас, по истечении времени, я отношусь к этому даже спокойно. Я прекрасно понимаю, что они прожили такую, может быть, короткую, но яркую жизнь и остались в сердцах тех, кто их видел. Мы сделали подарок городу, потратили силы, энергию. Хотелось, чтобы картины на стенах жили и радовали людей подольше. Но я не могу на это повлиять. Я знаю, есть люди, которые видят попытки испортить работу и заступаются. Многие работы, которым уже по три-четыре года, живут в прекрасном состоянии, и это меня безумно радует. Значит, моя миссия выполнена.

Городские образы — это реплики. А в каком стиле и жанре вы пишете в студии?

Это не совсем реплики. Они, на самом деле, по большей части фантазийные. Потому что, когда я пишу, я не делаю акцент на копирование. Беру образ, цветовые сочетания образа, и пропускаю через себя. Я не могу сказать, что нарисовала Караваджо, Бугро или Годварда. Да, беру за основу их, потому что идея была такая — донести людям то, что будет понятно, то что они любят, и то, что люблю искренне я. А моя, можно так сказать, серьезная деятельность началась с интерпретации классических работ, потом все это перетекало в свои собственные работы. Это тоже реализм, и, можно сказать, я также продолжаю вдохновляться теми работами, людьми вокруг. Если говорить о жанре, то это портрет, фигура, анималистика в основе своей. Я пишу реализм в своем стиле.

Ростов — это место вашей силы?

Довольно сложный вопрос. Место моей силы — там, где я. Наверно, такой философский подтекст этого выражения, но я сейчас как раз учусь жить так — где я, там мой дом, моя семья, мое место силы, мое окружение.Везде ты везешь с собой себя. Вдохновляет ли меня город? Я люблю город, люблю людей в городе, верю в него. Поэтому я здесь остаюсь. Как будет дальше, я не знаю. Место силы — там, где я нахожусь сама и куда тянет меня сердце.

В Ростове много художников, есть художественные музеи, галереи. А какая она — ростовская публика?

В Ростове можно по пальцам пересчитать музеи и галереи, и они небольшие и мало востребованные, по моему мнению. «Макаронка» — очень хорошее, классное пространство для современного искусства. Есть галерея «Ростов», и, честно говоря, я больше и не знаю мест, куда можно прийти и посмотреть на современных художников. Тем не менее, ростовская публика, мне кажется, оживает. Во-первых, оживают и художники, их становится больше. Многие, конечно, до сих пор уезжают туда, где они более востребованы. А публика у нас благодарная. Вокруг меня большое количество людей, которые благодарят меня, фотографируют мои проекты и пишут мне очень много добрых слов.

Чем вы вдохновляетесь?

Очень популярный вопрос, и у меня на него один в ответ. Вдохновение — это не дар свыше, это не луч, который озаряет нас в какой-то момент или не озаряет, это не то, чего мы ждем. Меня вдохновляет все, вдохновляет мое состояние, состояние людей вокруг, люди в принципе, их внешности, мысли, действия. Животные, деревья, насекомые, небо, закаты, рассветы — каждая деталь, каждая мелочь этого мира может и должна вдохновлять. И опять повторюсь, вдохновение — это не божественный луч света, который иногда посещает. Вдохновение — это наш выбор, чувствовать его или нет. А это уже зависит от нас самих.

Текст: Оксана Мирошниченко

Фото: Архив героя

Материал из номера:
Апрель, 2022

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: