Президент Южного федерального университета, профессор, доцент экономических наук Марина Боровская о становлении личности, зоне комфорта и современной науке.
Марина Александровна, ваш профессиональный путь и список регалий впечатляют. Откуда черпаете силы?
Силы — это то, что дается свыше. И то, как ты сумел в процессе взросления организовать этот процесс. Я люблю работать и не считаю свою работу, которой занимаюсь всю жизнь, тяжелой в прямом смысле. Потому что моя работа — это всегда общение, контакты, это то, что дает возможность обмениваться энергией. Я никогда не жалею своей энергии, и, мне кажется, в ответ я получаю больше. Энергия и интуиция — вот два качества, которые для меня ценны.
Вы учились в РГУ на экономическом факультете. Как вы выбрали специальность?
Совершенно случайно. Я хотела быть художником-модельером женской одежды. В юности занималась моделированием, прикладным искусством в профцентре. У меня было много достойных работ, я собирала портфолио. Но в итоге выбрала профессию экономиста, как моя мама. Это был замечательный этап жизни. А после университета я по распределению уехала в Комсомольск-на-Амуре.
Сложно было уезжать так далеко?
Это были сложные, новые условия, но хороший опыт, который позволил приобрести жизненную стойкость. Я не считаю звания и регалии чем-то слишком важным. Придерживаюсь такой философии. Это и мировоззренчески помогает лучше ориентироваться. Это вводит тебя в новый круг людей, формирует новый подход. Два года назад, когда я ушла из министерства и думала, что попаду в зону некомфорта, весь мир вдруг вышел из зоны комфорта — началась пандемия. Первые месяцы были самыми сложными, но постепенно я стала понимать, что бы я хотела изменить, какие отношения я бы хотела выстроить и сохранить. Поэтому я советую хотя бы раз выйти из зоны комфорта и почувствовать новый мир. Когда ты понимаешь, как по-новому работать, становится легче. Вырабатывается иммунитет.
Что сейчас происходит в университете?
У нас появился научный социальный проект «Солидарность» — о солидарной среде будущего. Как солидаризировать все отношения, как дать личности сформировать качество жизни грамотно, с полным пониманием того, какие у нее интересы и какое экономическое поведение он может формировать. Вторая сторона этих отношений — институты: формальные, неформальные, в которых находится человек. Его принимают на работу, дают возможность сформировать экономическое поведение. И вот в этом очень важно понимать барьеры, риски и то, что мы хотим получить в качестве результата.
Какие существуют барьеры у проекта?
Когда мы говорили про пандемию, нам казалось, что это большой и неожиданный барьер. Но сегодня ситуация с напряжением между соседними, дружественными странами — это тоже для всех нас барьер. Он требует от ученых в сфере образования, в сфере работы с молодежью осознания новых задач. У нас очень много нерешенных проблем. Проблема питьевой воды беспокоит весь юг России, Северный Кавказ и страны ОЧЭС. Проблемы экологии, техногенных катастроф, проблемы рака и сердечно-сосудистых заболеваний тоже несут высокий процент потерь в обществе. И вовлечение молодежи в эти научные темы поможет нам объединить усилия.
В 2012 вас назначили ректором ЮФУ, в 2018 стали заместителем министра науки и высшего образования РФ, в 2020 вы президент ЮФУ. Как вы удерживаете баланс в сообществе университета?
Южный федеральный университет оказался в волне перемен. Система образования не должна стоять на месте, но у нее есть целый ряд традиций, на которых она базируется. И потеря традиций — ситуация опасная. Нам важно не только учить студента на исторических тенденциях, но и давать ему взгляд в будущее. Умение смотреть в будущее — важная часть трансформации. И наш университет попал в сложную ситуацию. Нам хотелось сохранить традиции, вписаться в экономику региона, макрорегиона и в то же время сформировать взгляд в будущее, чтобы понять, какие выпускники будут востребованы.
Система управления университетом — это управление огромной корпорацией. Мы должны все время совершенствовать себя, совершенствовать все то, что делаем. У студентов появляются серьезные, жесткие запросы в отношении образовательных программ. Ведь они пытаются связать свое будущее с выбранной профессией и быть востребованными на рынке труда. Это большая ответственность, и мы берем ее на себя. Больше 20 тысяч студентов надеются, что с нашей помощью они станут профессионально востребованными. И когда ты эти риски понимаешь, тебе легче формировать будущее и смотреть в это будущее.
Какие они — современные ученые Юга?
Я верю в то, что у нас хороший потенциал. У нас другая ментальность. Ученые юга России и преподаватели всегда эмоционально вовлечены, они готовы делиться этими эмоциями. Мне кажется, люди здесь больше всего понимают, что знания — это не просто ресурс, знания — это капитал, которым нужно грамотно воспользоваться. Для южан важно то, что знания остаются с тобой навсегда. Делясь этим, ты усиливаешь себя.
Мы много говорим о передовых технологиях. Если город — то старый или новый?
Я люблю новый. Хотя понимаю, что в университете очень многое связано с традициями, и для меня это ценно. Но когда речь идет о том, что создать и как сделать это интересным, — я больше за новое. Потому что любое созидание — новых проектов, новых зданий, новых помещений — это все бодрит. Когда я сюда приехала в 2012 году, мне важно было создать атмосферу, чтобы появились новые объекты, новые комфортные общежития, бассейн. При этом я понимаю важность истории и традиций. Когда я поступила в университет, в библиотеке была витражная, прекрасная крыша. Прошли годы, я снова пришла туда, а там все заколочено. И мы начали реконструкцию. Сегодня это прекрасное легкое здание, красивое, хорошо выглядит. И это я тоже люблю. Должен быть во всем баланс.
Сегодня сложилась ситуация в мире, в которой всем нам непросто удерживать баланс, как повлияет она на университет?
Всегда на всех этапах разных обострений и кризисов именно ученые — люди, которые могут глубже и результативнее разобраться в этих процессах — были предметом интереса и для органов власти, и для общественности. Точка зрения ученых помогает людям понять, что именно происходит в мире. Поэтому, мне кажется, наука важна и в этом случае. Нужно понимать, осознавать, обращаться к исследователям — это позволит сформировать аналитический подход и создать законодательную базу. Наука без доказательства и без критического мышления не работает. Критическое мышление сейчас как никогда необходимо. Не хватает набора аргументов, люди вступают между собой в споры и создают напряжение. Безусловно, в природе человека есть склонность к конфликтам, поэтому очень хочется, чтобы мы не способствовали этому еще больше, чтобы мы собирали максимальное количество аргументов, фактов, логики. И использовали весь арсенал своих знаний и формировали правильную позицию. Люди науки более аргументированно подходят к этой ситуации, и обществу стоит прислушиваться к ученым.
Фото: Архив героя
Комментарии (0)