• Журнал
  • Шоу
Шоу

Поделиться:

Дебют. Стратегия 2020

Первая книга проекта «Этногенез» – «Маруся» – бьет все рекорды продаж. Одноименный аудиосериал на сайте Etnogenez.ru прослушало более полумиллиона человек. История московской школьницы Марии Гумилевой из 2020 года, которой достался магический предмет, дарующий бессмертие, грозит затмить своей популярностью романы о Гарри Поттере и Фродо Бэггинсе. Автор идеи Константин Рыков, гене ральный директор издательства «Популярная литература» Елена Рыкова, писатели Евгений Кульков и Кирилл Бенедиктов раскрывают стратегию. 

Сколько времени вы готовились к запуску проекта?

Константин: Я придумал его еще в 2001 году. Сначала мне просто хотелось создать виртуальную героиню. Но потом стало понятно, что она должна действовать в выдуманном мире, который ей соответствует. И так появилась идея «Этногенеза» – большого литературного сериала, который по-своему осмысляет и объясняет всю историю человечества. 

Ученый Лев Гумилев с его теориями оказался востребован с неожиданной стороны.

Константин: Книга Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» попала мне в руки еще в школе. Это, может быть, самая интересная социальная и историческая тема: как складываются нации, как они достигают своего расцвета и как исчезают. Гумилев объяснил невиданные достижения конкретных народов в конкретные исторические отрезки теорией пассионарности. Он полагал, что в какой-то момент в народе просыпается особая энергия и происходит резкий скачок, как это было с Россией во времена Петра I или с Францией в эпоху Наполеона. Но источник этой энергии ученый так и не определил. Он обращался к биологам, к астрофизикам, однако ответа не нашел. И мы в своем сериале сделали фантастическое предположение, что источником пассионарности могут быть магические предметы.

Кирилл: Предметы – это фигурки разных животных, вероятно инопланетного происхождения, которые дают их обладателям разные сверхспособности. Например, Марусе достается ящерка, и она становится бессмертной. У другого героя, олигарха Гордеева, – орел, он обладает уникальным даром убеждения. Вот эти предметы, а всего их около ста, попадая в руки отдельных людей, и оказывают решающее влияние на человеческую историю.

И какие исторические эпохи вы хотите охватить?

Константин: Всего планируется двенадцать серий. Действие будет происходить в прошлом, настоящем и будущем. События первой части стартуют в 2020 году. Но уже в сентябре выйдет книга из другого цикла, «Блокада», где все происходит во время Великой Отечественной войны. Цикл «Дно» охватывает российскую историю с 1905-го по 1917 год. «Миллионер» объясняет пружины нынешнего мирового кризиса.  «Рим» – это такое апокрифическое описание жизни Иисуса Христа.

То есть у Христа была ящерка? Вас обвинят в богохульстве. Все-таки Сын Божий в качестве героя остросюжетной книги – это смело.

Елена: Мы не первые. Христос уже был персонажем массовой литературы. У Дэна Брауна в «Коде да Винчи» он один из незримо присутствующих действующих лиц. У Акунина в романе «Пелагия и красный петух» – тем более. Христос как историческая фигура известен мало. Церковь признала лишь четыре Евангелия, а существовало их гораздо больше. Многое из того, что говорится в апокрифах, идет вразрез с официальной идеологией. Поэтому существуют разные точки зрения, и здесь есть простор для фантазии.

Константин: Помимо «Рима» будет цикл под рабочим названием «Тайга», который вообще перенесет читателей на двадцать тысяч лет назад, во времена неандертальцев, хотя герои будут действовать на территории современной России. Потом выйдет цикл о более отдаленном будущем, в стиле «Звездных войн», героем которого станет уже сын Маруси. А еще мы совершим путешествие в Древний Китай и наполеоновскую Францию, в Германию, Японию и США прошлого. Может, еще куда-то. Маруся, судя по всему, родственница Льва Николаевича?

Кирилл: Да. Лев Гумилев появится в цикле «Блокада». Конечно, он будет далек от реального, у нас это сказочный приключенческий персонаж.

А его отец Николай Степанович?

Кирилл: Возможно, он будет в цикле «Дно». Но насчет него мы еще не решили.

Маруся живет в 2020 году. Какой мир ее окружает?

Евгений: Ну, кое-что изменилось. Кризис миновал. С Америкой, к сожалению, случилась неприятность катастрофического масштаба. Ей сильно досталось где-то году в 2015-м. Поэтому она объединилась с Мексикой и Канадой и составила Северо-Американскую Федерацию. Это, кстати, не наша фантазия, тут мы воспользовались прогнозом футурологов. В мире есть две сверхдержавы: Россия и Китай. Обе прут вперед со страшной силой.

Между ними холодная война?

Константин: Никакой войны, мы – стратегические партнеры, у нас много совместных проектов.

Евгений: Знаете, я вырос на Дальнем Востоке, много общался с китайцами и, честно говоря, не думаю, что Китай будет пытаться отнять у России территорию. Это идеи, которые вбрасываются в общество кем-то в корыстных целях. Китайцам бы у себя с уйгурами разобраться, им не до нас. Войны из-за земли в XXI веке не будет. Другое дело – религиозный фактор. Но мы не будем касаться этих тем, Маруся в четырнадцать лет о них не задумывается. Ей мальчики интересны: Нос, Илья – ее товарищи по научному лагерю.

Да, она очень естественно волнуется за размер груди и думает, как с помощью магического предмета уменьшить размер талии.

Евгений: В главе «Метаморфозы»? Это я писал. (Смеется.) Я вообще в характер Маруси не лезу, его придумали Костя и Полина Волошина (автор первой книги. – Прим. ред.). Мне понять, как мыслит четырнадцатилетняя девочка, трудно. Но вот видите, какие-то попадания есть. У меня жена молодая, может, поэтому так получилось?

Что о Марусе пишут в блогах?

Елена: Пишут, и это главное! С одной стороны, видно, что никто не знает термина «этногенез», в лучшем случае проводят параллель Маруся Гумилева – Николай Гумилев. С другой… Вот мы сегодня немного взбудоражены. (Показывает конверт, вынимает оттуда письмо.) Никогда еще такого не было. Получили от мальчика из исправительной колонии для несовершеннолетних под Иркутском. Говорит о том, что очень понравился роман, хотел бы спросить, когда будет продолжение. Никаких других возможностей узнать это, кроме как написать нам, у него нет. Как только вторая часть выйдет, сразу вышлем ему.

Евгений: Да, вот это оценка и результат. Вообще радует, когда встречаешь на форумах фразы вроде: «Это первая книга, которую прочитал за три года».

То есть вы учите подростков читать?

Евгений: Да, и у них появляется мотивация читать дальше. Потому что в процессе обсуждения кто-то отмечает, что это похоже на Кира Булычева, и люди узнают о существовании замечательного советского фантаста.

Константин: Подрастает поколение, которое впитывает огромный поток информации. Нужны какие-то манки – плохое слово, но верное, – чтобы заставить его выбрать что-то по-настоящему важное и осмыслить законы истории, природы, общества. Если я говорю: «Ребята, это книга для изучения истории», – звучит фальшиво, правда? А «“Маруся” – книга, взрывающая мозг» – как-то привлекательней.

Кирилл: И есть еще один момент: нам интересно выдумывать приключения, которые для кого-то станут отдушиной. Это как сериал Lost, такая же социальная роль.

Вы упомянули Кира Булычева. От родства с ним не открещиваетесь?

Евгений: Нет, а чего открещиваться? Девочка, с которой постоянно что-то происходит, – это же прямая отсылка к Алисе Селезневой. Вообще, это как в песне у Высоцкого – про книги, которые человек читал в детстве. Все, что нам нравилось, так или иначе подспудно присутствует в тексте. В моем случае это и Стругацкие, и Артур Кларк, и Ремарк, и Чехов…

Чехов?

Евгений: Ну, то, что приходит от Чехова, тщательно убирается редактором. (Смеется.) Мне очень нравятся пьесы Антона Павловича, а там все диалоги с надрывом, с эмоциями, пафосом. Это не вариант для «Маруси».

Константин, а почему вы сами не пишете?

Константин: У меня времени нет. (Шутя отмахивается.) У меня написана большая часть автобиографической книги. Но для того, чтобы дописать конец, мне надо выждать и посмотреть, что произойдет со мной в ближайшие полтора-два года.

Тогда приоткройте завесу тайны. Что будет во второй «Марусе»?

(Елена поворачивает монитор ноутбука. На обложке – целующиеся фигуры.)

Понятно.

Евгений: Нет-нет, это еще не утверждено.

Константин: Первая часть, как вы помните, заканчивается на том, что Маруся спасает руководителя научного лагеря «Зеленый город» профессора Бунина от смерти и отдает ему все оказавшиеся у нее предметы. И тут все переворачивается с ног на голову. Забрав у нее орла – инструмент убеждения, – Бунин говорит Марусе о том, что она должна убить своего отца, дипломата Андрея Гумилева. В общем, с персонажами далеко не все ясно, так что минусы и плюсы расставлять рано. Теперь Маруся будет спасать папу, оказавшись в затерянном мире.

Как у Конан Дойла?

Константин: «Маруся» – это идея Льва Гумилева, помноженная на поп-культуру. Поэтому она абсорбирует все сюжеты масскульта, в том числе и Конан Дойла.

Евгений: Я думаю, что продолжение будет интересным еще и с точки зрения раскрытия характеров героев. Потому что в первой книге мы познакомились только с Марусей, а остальные персонажи даны штрихами. У нее, например, есть соперница Алиса, с которой они встретились в «Зеленом городе». Мы многое узнаем про эту героиню, в частности, что ее предмет – это кот, с помощью которого она может видеть будущее.

Давайте поговорим о беспрецедентной схеме продвижения сериала.

Елена: Мы свято верим в Интернет. В первую очередь на cайте появился аудиоспектакль. В 1990-е этот жанр практически вымер, потому что он очень трудоемкий и абсолютно некоммерческий, а мы, выходит, его возрождаем. Каждую среду на сайт заходит огромное количество пользователей, чтобы прослушать новую главу, и остается там в течение сорока минут. Такие постановки будут по каждой книге «Этногенеза». Этим занимается актер Андрюша Градобоев, который учился в Минске у самого Ильи Кургана – бывшего руководителя дикторских служб Гостелерадио СССР, начальника Левитана! К аудиоспектаклю мы пишем музыку, рэп, у нас уже есть восемь треков.

Не хотите привлечь для озвучивания героев звезд?

Елена: Нет. Будем привлекать новых людей: хочется свежих лиц и голосов. У каждой звезды уже есть свой стиль. Если мы пригласим Армена Борисовича Джигарханяна, он сделает все в высшей степени профессионально, но голос его будет ассоциироваться с Джигарханяном, а нам надо, чтобы он ассоциировался с героем.

А те люди, которые стали «лицами» ваших героев на сайте, – кто они?

Константин: Есть кастинговая группа, с которой мы уже давно работаем. Мы дали им вводные по образам и попросили найти тех, кто им соответствует. Все «лица» – это не актеры. Например, в роли Носа – программист из «Яндекса» Дима Медведев, по типажу – абсолютный его двойник, такой же сумасшедший компьютерщик. Марусей стала девушка Наташа, которая живет в Японии, она модель, известная под именем Осикава. Экстрасенс Нестор – это дизайнер Константин Гайдай.

Теперь движетесь в сторону экранизации?

Константин: Будем вести переговоры с Первым каналом. Им надо как-то привлекать молодежь, потому что cейчас их аудитория – пятьдесят четыре плюс, пенсионеры. Подростки в лучшем случае на СТС и ТНТ, а преимущественно в Интернете. Поэтому «Маруся» может оказаться им интересна.

Какое определение лучше всего подходит «Марусе»?

Вместе: Идеальная книга. Она бесконечна, как бесконечна сама история.

ГЕРОИ

Евгений Кульков
Главный редактор издательства «Популярная литература».
Служил в пограничных войсках, работал в информационном агентстве Associated Press, газете «Комсомольская правда», журнале New Musical Express и других медиа- и PR-структурах.
С детства интересовался литературой и историей сакральных символов, что, в общем, заметно по тексту «Маруси». Книги серии «Этногенез» – его небезуспешный литературный дебют.

Константин Рыков
Активный медиаменеджер, в биографии которого целая россыпь руководящих постов и достижений: он придумывал первые «Фабрики» и шоу «Последний герой» на Первом канале, учредил новостной сайт dni.ru, издает журнал о людях и домах «Собственник» и деловую газету «Взгляд». Ко всему прочему он – депутат Государственной думы от партии «Единая Россия».

Кирилл Бенедиктов
Писатель-фантаст, которого все чаще причисляют к когорте наследников братьев Стругацких. Сам Борис Натанович Стругацкий лестно отозвался о нем и наградил своей премией «Бронзовая улитка» его книгу «Война за “Асгард”». А по его роману «Завещание ночи» впоследствии был снят одноименный сериал с участием Сергея
Жигунова. Бенедиктов долгое время жил в Бельгии, окончил College of
Europe в Брюгге, принимал участие в работе миссий ОБСЕ в Сербии и Албании и компетентен не только в вопросах литературы, но и в сфере международной политологии.

Елена Рыкова
Генеральный директор издательства «Популярная литература».
Под ее руководством «Поплит» открыл таких авторов, как Дмитрий Глуховский, Вадим Чекунов, Марина Юденич, Антон Чиж, Сергей Тармашев.
Материал из номера:
Первый готовый номер

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: