Глава I. Выбор курса
Цирк, Чуковский и Адриано Челентано — и это все о нем?
Вы узнаете об участии Додина в коллективном творчестве в ТЮЗе Зиновия Корогодского, о его новаторских спектаклях для детей, о работе в качестве преподавателя-ассистента в театральном институте, о легендарном курсе Аркадия Кацмана — Льва Додина и о сверхуспешном пародийном ревю «Ах, эти звезды!».
После окончания в 1966 году ЛГИТМиКа Додин попал в режиссерскую команду ТЮЗа, в которой под руководством Зиновия Корогодского и вместе с Вениамином Фильштинским создал невероятный для тех времен вид детского театра: не поучающий, а игровой. Только через семь лет Додину было даровано в ТЮЗе право на авторскую постановку. А пока они в команде сочиняли то, что по степени популярности сегодня назвали бы абсолютными хитами: «Наш цирк», «Наш Чуковский», «Наш, только наш» (в этом случае наш — мюзик-холл). На фоне тоскливых детских постановок тех лет эти спектакли выглядели совершенно западными ревю. Тут, кстати, корни знаменитого студенческого спектакля выпускного курса Кацмана — Додина «Ах, эти звезды!», в котором пародировались поп-идолы (Максим Леонидов, участник сверхпопулярного бит-квартета «Секрет», —Элвис Пресли и Луи Армстронг, Петр Семак — Адриано Челентано, Татьяна Рассказова — Мирей Матье и Алла Пугачева). Толпа желающих увидеть это действо перекрывала Моховую улицу, и ее сдерживала милиция. Студенты научились попадать в здание Учебного театра через закрытые для прохода внутренние галереи постановочного факультета. Но это уже ягодки, а цветочки были в 1970-е годы в ТЮЗе. Додин в команде того времени, с артистами Ириной Соколовой, Ольгой Волковой, Георгием Тараторкиным, творил театр живого действия и живых характеров, не зависящий впрямую от литературного текста, от пьесы, — синтетический театр игры. Десятилетний путь к мистериальным «Братьям и сестрам» и «Дому», поставленным по романам ярчайшего представителя «деревенской прозы» Федора Абрамова, начинается здесь, с широкого понимания психологизма, с освобождения от диктата пьесы, с этюдного выстраивания действия.
В 1970 году Льва Додина приняли на работу педагогом-ассистентом в ЛГИТМиК, на условиях почасовой оплаты (то есть занятость не постоянная, и каждый семестр стоит вопрос, продлится ли она). На первом курсе, с которого он начинал, училась Татьяна Шестакова, студенткой игравшая в тюзовских «Наших...» спектаклях. С тех пор уже больше сорока лет они вместе. Первый педагогический опыт Додина был с мастерской Зиновия Корогодского, а следующий курс, на котором он снова был ассистентом, — мастерская Аркадия Кацмана — перевернул жизнь самого Льва Абрамовича, судьбу Малого драматического театра и, без преувеличения, повернул историю русского театра. Студенты курса Сергей Бехтерев, Игорь Иванов, Наталья Акимова, Игорь Скляр через некоторое время составят костяк новой труппы МДТ, которая объедет весь мир и станет предметом изучения в театральных вузах. А пока этот курс выпускался в 1979 году с легендарным спектаклем «Братья и сестры».
Вопросы и задания
— Какое из этих названий имеет отношение к Додину: а) «Наше радио», б) «Наш цирк», в) «Наша Russia»?
— Как Элвис Пресли и Мирей Матье связаны с Учебным театром на Моховой?
— Ассистентом каких мастеров работал Додин в ЛГИТМиКе?
— Найдите на YouTube и посмотрите записи спектакля-ревю 1983 года «Ах, эти звезды!».
— Что такое работа на условиях почасовой оплаты? Хотелось бы вам иметь такую?
Комментарии (3)