В интернете, в отличие от шоу-бизнеса или политики, смена
поколений происходит чаще: блогеры-тысячники стремительно
сдают позиции подросткам, а что такое чат, помнят разве что
ветераны сети. Интеллектуальная гегемония «Фейсбука» подходит
к концу — «Вконтакте» перестала быть сетью для школоты, героев
нашего времени стоит искать там. Журнал «Собака.ru» выбрал
сверхновых звезд, которые перевернули веб дном и заставили
смотреть на себя весь рунет.
Рома Желудь // Айза Долматова // Алексей Ивановский //
Сергей Абрамов // Егор Просвирнин // Владислав Цыплухин
Алексей Ивановский
задал инфотейнмента
Арт-директор образцового хипстерского ресурса w-o-s,
где придумали, как переложить русскую литературу на язык «Фейсбука»
и устроить дискотеку под крылатые выражения политических
деятелей. По сравнению с его сайтом все остальные
выглядят по-взрослому скучно.
Чем вы занимались до того, как стали арт-директором w-o-s?
Занимался журнальным и книжным дизайном. Я поступал в Петербурге в Банковский институт и на кафедру графического дизайна СПбГУ, но отовсюду ушел с первого курса. Больше нигде не учился.
Когда вы придумывали w-o-s, какие задачи перед собой ставили?
Сделать что-то необычное для интернет-СМИ. Отчасти это удалось, мне кажется.
На кого ориентировались, разрабатывая w-o-s?
Слабо помню. Ресурс столько раз переделывался, сейчас уже четвертый дизайн рисую. В свое время на сайт www.qompendium.com поглядывал с завистью.
Что в дизайне w-o-s авторского, а что заимствованного? Приходилось слышать мнение, что вы содрали дизайн с www.looo.ch.
Это сложная грань. Everything is a remix, как мы знаем. Ясно, что все первые дизайны w-o-s выросли из «Тумблера». Задачи передрать «Луч» у меня не было. Но первый дизайн получился похожим, надо признать. Сейчас мы уже сильно разошлись. Все лучшее и новое мы сделали в тесном сотрудничестве с редакцией: интерактивные материалы, с которыми читатель может взаимодействовать.
«В интернете сейчас возможно
все что угодно, и никто не понимает,
что с этим богатством делать»
Какими из них вы гордитесь?
Хороших материалов много. Чаще всего удаются интерактивные шутки про общество. Так, в ноябре прошлого года выстрелил материал про народное единство, где героями картинок жвачки Love Is мы сделали типичных персонажей нашей действительности, от милиционера и тетки-чинуши до священника и гея, а читателю дали возможность помирить любую пару и получить свой вкладыш «Народное единство — это ...». Вместе придумали идею, ребята написали сто текстов, иллюстратор нарисовал сорок фигурок, сделали макет, запрограммировали — и вуаля.
Вы ввели определенную визуальную моду. Скажите, что сегодня самое актуальное в сетевом дизайне?
Я бы не ставил так вопрос. Визуальная среда строится на бесконечных повторах и вариациях. Не думаю, что кто-то умышленно подражает мне, приговаривая: «Сделаю-ка я как Ивановский». А все самое актуальное заключается в раскрытии возможностей новых технологий. В Сети сейчас можно делать все что угодно, хоть трехмерные мультфильмы в браузере рендерить. И никто не понимает, что с этим богатством делать. Актуально все, что отходит от журнальной концепции «текст — картинка — текст — картинка» и пытается шире использовать интерактивные возможности интернета. Каким шрифтом сверстать, это уже дело десятое.
Не бойся ошибок — делай свои!
Сформулируйте принципы своего дизайна.
Надеюсь, когда я буду стар и мудр, то смогу их сформулировать. Единственное, что мне сейчас ясно, — надо не бояться ошибаться и перебирать варианты: на десять ошибок будет одно чудное открытие.
По каким критериям выбираются темы для w-o-s?
Это очень сложный вопрос. Идеология сайта определяется общим мнением редакции. Тема, с выбором или поворотом которой редакция не согласилась, не будет воплощена. Решения принимаются за общим столом в долгих спорах. Поэтому проще сказать, чего точно не будет на сайте: материала о назначении очередного министра обороны или лукбука новой коллекции Acne.
Расскажите о команде, которая делает сайт.
Есть несколько силовых линий. Илья Клишин и Роман Федосеев, которые ранее вели блог Epic Hero, придумывают интерактивные материалы про общество, политику и медиа, неизменно собирающие большое количество просмотров. Даша Борисенко делает разнообразные и, как мне кажется, крайне удачные материалы про искусство. Оля Корсун бесконечно занимается сложносочиненными фэшн-съемками. Команда подобралась очень разношерстная. Большинство людей или совсем без опыта, или с небольшим. Многие меняли род деятельности прямо на месте. Человек, который собирался писать про сериалы, ведет соцсети и пишет про интернет, а я должен был вроде вести колонку про науку, а оказался арт-директором.
«Надо не бояться
ошибаться и перебирать варианты:
на десять ошибок будет одно
чудное открытие»
Тем не менее вы ведете на w-o-s «Блог о заблуждениях», где есть посты «Почему у вас нет души» или «Наука как смерть чуда».
Этот блог — отдушина для моей графомании. До того такой отдушиной была рубрика «Просто о сложном» на «Теориях и практиках». Мне нравится сам процесс копания в теме. Собственно, так я устраняю свои же заблуждения, поэтому правильнее было бы назвать его «Блог о заблуждениях Ивановского». Возможно, местами это выходит грубовато и прямолинейно, как в том же тексте про то, почему у нас нет души, но иногда мне удается сказать что-то важное, как в случае с нелепым, чудовищным заблуждением, что наука каким-то образом мешает ощущению чуда, происходящего вокруг, — мне кажется ровно наоборот.
Для кого вы делаете w-o-s?Нарисуйте портрет вашей аудитории.
Аудитория довольно ясная — спасибо «Яндекс.Метрике»: от восемнадцати до тридцати лет, мужчины (семьдесят пять процентов) из городов-миллионников. У нас есть желание сильнее продвигаться в регионы. Не совсем ясно, как это сделать, но очень хочется. Надеемся на всемогущую силу «Вконтакте» и на свежие идеи.
Вы разработали весьма похожий дизайн для Openspace, читатели которого старше и серьезнее. Ваш визуальный код универсален?
Если он выглядит так же, это скорее моя ошибка, инерционность. Я стараюсь развести эти сайты, но, возможно, пока это плохо получается. Надеюсь, Openspace выработает свой визуальный язык.
![](../../system/inline_image/image/00/00/78/41/base_00494f303eb723ae3e181a2d281992e8.gif)
Дорогие мои старики
![](../../system/inline_image/image/00/00/78/60/base_Art-lebedev.png)
Артемий Лебедев
Дизайнер основал собственную
студию, само имя которой
надолго стало синонимом
понятия «веб-дизайн».
![](../../system/inline_image/image/00/00/78/61/base_q-back.png)
«Проверка дизайна на правильность проста: если зритель, не притрагиваясь к мыши, может угадать, где ссылка, а где нет, — перед нами хороший сайт. Это правило перевешивает все остальные»
W→O→S
Текст: Ксения Гощицкая, Вадим Чернов, Виталий Котов, Радиф Кашапов.
Фото: Натали Арефьева, Александр Ермилов, Guy Johansson
Стиль: Мария Янковская
Комментарии (1)