• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Искусство на ладони

Главные независимые выставочные проекты Ростова-на-Дону вновь возобновили свою работу после локдауна. О том, куда пойти и что посмотреть, рассказывает куратор Лейли Асланова.

 Впервые материал был опубликован в совместном с компанией "СБЕР" коллекционном арт-номере май-июнь 2021.

Полная версия доступна по ссылке.

Сегодня в городе нет развитой институциональной инфраструктуры современного искусства. Однако мероприятия разного масштаба возникают от случая к случаю. Это уже свидетельствует о том, что никакой культурной пустоты в Ростове нет.


Видимость этих событий — это другая проблема, которая часто усугубляется неочевидным расположением выставочных пространств в городе. В этом смысле повезло галерее «Ростов», которая находится по адресу Соборный, 22: это исторический центр с оживленным пешеходным трафиком. Галерея открыта с 2018 года при поддержке сети магазинов «Галерея времени» и работает, как утверждает в своих интервью куратор Ирина Ровер, не только с современным искусством, но и с выставками других направлений, на которых можно увидеть в том числе пейзажи Донского края. Летом 2020 года арт-менеджер галереи Мария Лаэда выиграла грант в 1,2 млн рублей от Росмолодежи. На эти деньги и благодаря дополнительному привлечению поддержки весной 2021 состоялся проект «Ничего страшного» о текстовых практиках в уличном искусстве. Проект включал в себя конференцию, выставку и резиденцию, в рамках которых в Ростов-на-Дону приехало большое количество уличных художников и экспертов со всей страны.

Преимущество центрального расположения есть также у Музея современного изобразительного искусства на Дмитровской, который находится в цоколе здания по адресу Шаумяна, 51. Его история началась еще в 2005 году, когда он открылся как первый частный музей современного искусства в России. В его послужном списке более 170 выставок. Музей обладает большой коллекцией, предоставляет площадку для выставок учащихся художественного училища им. М.Б. Грекова, а также открыт для экспериментов.

По адресу Ворошиловский, 2/2 располагается Министерство прачечных культур, которое позиционируется в инстаграме как закрытый клуб/галерея/прачка/студия. Прачечную самообслуживания создал известный рэпер и поэт Егор Бурлов (он же Псих), поэтому кроме бытового назначения ее пространство приобрело творческий смысл. Выглядит оно как тотальная инсталляция, собранная умелыми руками из найденных предметов. Выставки здесь проводятся в специфических условиях, что при этом не мешает оценить работы художников по достоинству и проникнуться нестерильным обаянием подпольной культуры.

Поп-ап-галерея llil.space, основанная в 2018 году художником Олегом Устиновым, кажется, напротив, предпочитает располагать свои проекты в классическом «белом кубе». Первые выставки галереи проходили на территории частной квартиры, которая была освобождена от лишней мебели, выкрашена в белый и оборудована светом. Недавняя выставка от кураторского проекта TZVETNIK была в одном из офисов по адресу Буденновский, 29. Так как формат поп-ап-галереи не предполагает постоянного помещения, то лучше следить за информацией в ее инстаграме. У llil.space есть трогательная история, благодаря которой было открыто имя художницы Любови Кулик: ее абстрактную вышивку Устинов встретил в кабинетах районного ЖЭКа.

Некогда промышленные объекты, прилегающие к центру Нахичевани, активно осваиваются представителями креативных индустрий, которые создают места притяжения для горожан и туристов. Так, в 2012 году на территории бывшей паровой макаронной фабрики Г.С. Налбандова состоялся масштабный фестиваль уличного искусства, с которого началась история арт-центра MAKARONKA (ул. 18-я Линия, 8). По стабильной работе арт-центра локдаун ударил так, что закрылся ее резидент «Театр 18+», было прекращено финансирование всей деятельности. Однако команде «Макаронки» позволили продолжать с условием, что теперь все финансовые статьи команда покрывает самостоятельно. И в 2020 году на прежнем месте перезапустился театрально-выставочный центр под общим названием MAKARONKA. В приоритете ее выставочной программы — сотрудничество с современной ростовской художественной сценой, а само пространство мыслится как творческая лаборатория, которая открыта как для репрезентации готовых проектов, так и для поисков и практических испытаний разного рода замыслов.

Текст: Лейли Асланова

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: