ГЛАВНЫЙ ИДЕОЛОГ И ПИОНЕР РЕДКОГО В РОССИИ ЖАНРА «КНИГА ХУДОЖНИКА» МИХАИЛ КАРАСИК ЗАКЛЮЧАЕТ АБСУРДИСТСКО-ХАРМСОВСКИЙ ДУХ НАЧАЛА XX ВЕКА В РЕСПЕКТАБЕЛЬНУЮ ФОРМУ АРТ-ОБЪЕКТА.
Свои «книги» петербургский художник Михаил Карасик печатает вручную на литографском станке, а их тираж не превышает двух десятков экземпляров. Для проекта «Археология авангарда» автор, чьи работы хранятся в собраниях нью-йоркского Музея современного искусства и Центра Жоржа Помпиду, собрал исторические факты о футуристах из прессы, книг и стенограмм, утопические архитектурные проекты 1930-х годов и архивные снимки. Книга-альбом «Драма Маринетти, или История облома вождя мирового футуризма в России» написана как документальная трагикомедия, где хронологически представлен двухмесячный русский вояж итальянца, а материалы воспоминаний, выступлений и манифестов использованы в качестве реплик героев. Тексты дополнены коллажами из малоизвестных фотографий Бурлюка, Маяковского и Крученых, а страницы альбома оформлены как старые почтовые открытки, будто наши будетляне вели переписку с отцом итальянского футуризма. Работам Михаила Карасика свойственна абсурдная подача, недаром много лет он курировал Хармс-фестиваль. Его «Вавилонская башня СССР» и «Дворец Советов. Конкурс проектов» посвящены грандиозным строительным планам советского правительства. Мегаломанские архитектурные замыслы подаются как сны Сталина о прекрасном дворце. На фоне психоделического сапфирового, ярко-розового или зеленого неба, словно фрагменты видений вождя народов, поочередно возникают эскизы сооружений разных архитекторов, в том числе утвержденный, но так и не реализованный вариант здания Бориса Иофана, увенчанный статуей Ленина. Убедительности картинкам добавляет парящий крокодил и пикирующие овощи.
Михаил Карасик. «Археология авангарда». Музей петербургского авангарда (дом Матюшина), до 19 сентября
Комментарии (0)