Социальная сеть
Спустя тридцать пять лет после спектакля
Валерия Фокина по «Запискам из подполья», где Константин Райкин сыграл
свою первую крупную роль, авторы вновь
обращаются к тексту и предлагают провести «Вечер с Достоевским».
Эпиграфом моноспектакля могли бы стать строки из «подпольной» повести Достоевского: «Наверное, вы думаете,
господа, что я вас смешить хочу? Ошиблись и в этом. Я вовсе не такой развеселый человек, как вам кажется». Актерский
бенефис Константина Райкина стартует в духе «лучшее, любимое и только для вас», но очень скоро публику, разомлевшую от
обаяния своего любимца, берут тепленькой и полтора часа держат в ежовых рукавицах. Ткань дважды юбилейного спектакля,
к шестидесятилетию Райкина и шестидесятипятилетию Фокина, сплетена из опознаваемых аллюзий и цитат, но дайджест
главных ролей актера (Ричард III, Грегор Замза, Лир) не более
чем изящная вязь по краям сюжета. Куда важней перекличка
«Вечера» с «Гамлетом», предыдущим фокинским спектаклем: в
обоих главное действующее лицо – это современность, препарируемая постановщиком. Подпольный Райкина – герой времени
маленького человека с огромными притязаниями, эпохи тотального эксгибиционизма, символами которого стали «Фейсбук»
и «Твиттер». И как пользователи социальных сетей заполняют
интернет-пространство частностями своих жизней, герой «Вечера с Достоевским» утверждает публичность как основное
свойство своего бытия.
Александринский театр, 1 марта
«Дети солнца»
Первую за многие годы постановку
драмы Максима Горького 1905 года
о предреволюционном одиночестве
интеллигенции и конфликте с народом, выливающемся в холерный бунт,
осуществляет вдумчивый Владимир
Туманов, заручившийся поддержкой
сценографа-концептуалиста Александра
Орлова и мощного актерского состава,
где солируют василеостровская прима
Наталья Кутасова и возвращающийся
после долгого перерыва на сцену Евгений Леонов-Гладышев.
Театр на Васильевском, с 12 по 14 марта
«Чайка»
После «Мастера и «Маргариты» прибалтийского режиссера Йонаса Вайткуса
его «Чайка» кажется ремейком булгаковской фантасмагории и смотрится как
азартное соревнование двух заслуженных актерских сборных: российской, с
Романом Громадским и Натальей Индейкиной, и литовской, с Регимантасом
Адомайтисом, Юозасом Будрайтисом и
Владасом Багдонасом.
«Балтийский дом», 6, 7, 23 и 24 марта
«Бармалей»
Студенты худрука БТК Руслана Кудашова первыми в городе принялись
возделывать непаханое поле визуального театра, он же театр художника, где
смыслы транслируются не с помощью
слова или пластики, а посредством
сценического дизайна. Зрелищные
вариации на тему сказки Корнея Чуковского доказывают, что за годы, прошедшие со времен премьеры знаковой
«Шекспир-лаборатории», конкурентов не
прибавилось, а вот мастерства и фантазии – совсем наоборот.
Большой театр кукол, 8 и 20 марта
4 ФАКТА О СПЕКТАКЛЕ «СИНЯЯ ПТИЦА»
Режиссер Андрей Могучий заново переписал рождественскую драму-феерию
Мориса Метерлинка о том, что и у вещей есть душа.
1. Канонический спектакль МХТ недавно отметил столетний юбилей. Эту
«Синюю птицу» еще можно увидеть, хотя
она давно превратилась в чучело. Решиться на постановку в Александринке
было поступком, настолько время замылило пьесу.
2. По мотивам «Синей птицы» мы
написали новый текст с моим постоянным соавтором Константином
Филипповым. Хотелось рассказать историю языком, который понятен не только
мне, но главным образом моим детям.
Началось с того, что я попросил сына
Ваню прочитать пьесу и рассказать об образах, которые у него возникли.
3. Мы старались научиться думать
по-детски. Художник Александр Шишкин
в какой-то момент начал писать исключительно прописными буквами, нарочно
делать орфографические ошибки, коверкать слова, чтобы изменить способ
мышления.
4. Аудиторию спектакля я определяю
довольно жестко: мы ставим его для
зрителей от девяти до двенадцати лет.
Но думаю, взрослым тоже будет на что
посмотреть.
«Синяя птица». Александринский театр,
26 и 27 марта
Комментарии (0)