• Журнал
  • Аперитив
Аперитив

Олег Каравайчук

/композитор/

Автор феноменальных саундтреков к фильмам Сергея Параджанова и Киры Муратовой, одержимый искусством мастер придумал звуковое оформление к спектаклю «Изотов» Андрея Могучего и готовит к выпуску диск фортепианной музыки Concerto Grosso.


Concerto Grosso – случайное сочинение. Я не знал, что напишу его. Пришел в Эрмитаж, сел за рояль и, пока настраивали аппаратуру, начал играть какие-то аккорды. Вдруг зазвучала мелодия, сделанная по неизвестной до тех пор форме, – между тем это одна из лучших мелодий, которые бывали на земле. Таких десяток, а может, и меньше. Эту музыку послали руки. Не считаю, что ее сотворил я, потому что вообще не переоцениваю свои человеческие достоинства, а, как Платон, верю в случай.

Я начал играть этот вальс и понял, что он очень близок к теме «Титаника», утопленников. И я сам стал как утопленник, даже почти не дышал. Я сыграл вальс, а потом от этого «утопленничества» в голове и руках случилась какая-то дрянь – я понял, что надо спасать себя, и сыграл Иоганна Штрауса.

Режиссер Андрей Могучий даже подпрыгнул: это, говорит, супер. Потом я сыграл замечательный финал, который никак не кончается. Эта музыка, может, даже скучная, но она и должна быть такой. А потом я снова стал сам не свой, но надо было выскакивать из этого состояния, не то и правда можно было стать утопленником, и я заиграл американскую музыку.

Меня никогда не посещала мысль уехать из России
, хотя мне не раз предлагали. Я этого никогда не сделаю, потому что денег мне нужно очень мало, к тому же я обрусел, хотя на восемьдесят процентов поляк. Обрусение дает особый ритм, которого нет нигде на земле. Поэтому русская нация считается великой. Немцы приезжали сюда потому, что здесь у них рождались гениальные идеи. Русский ритм дал лучшего после Вагнера композитора – Мусоргского.

У меня «слепые» руки, они играют помимо меня и создают формы, которые разум не может придумать. Гете определял гений человека не по тому, как тот говорит или пишет стихи, а по тому, как двигаются его руки. Он говорил, что сочиняет не разумом, а руками, которые бегают по бедрам возлюбленных, – у Гете было много возлюбленных. Его руки вызывали такую сладость потому, что были руками гения, поэта, – он и в старости был любим. Потерять руки – это потерять гений навсегда. Быть недостойным заката. Голова думает чересчур примитивно, а руки находятся в лабиринтах.

Человек не понимает, что всякий легкий путь приводит к позору и в результате придется менять свою шкуру, свои тезисы, иначе просто грохнут. Мы сейчас находимся на таком легком пути. Как сейчас говорят, мы – сырьевая держава, но дело не в полезных ископаемых, а в халтуре. «Портрет» Гоголя как раз об этом написан. Народ имеет такое чудо – руки, которым не было равных ни в одной части земного шара. В России существовали такие чудо-умельцы, которые блоху могли подковать. И вдруг страна пошла по легкому пути. Может, мы уже умираем, а не живем на легком пути?

 Конфуций тоже говорил, что основной труд – рукотворный, тот, который сейчас подменяется бизнесом. Купцы – великое дело, когда они сознают свою миссию. Морозов, Мамонтов, Соломон Юрок, который вывез из России Анну Павлову, осознавали миссию. Купец продает, чтобы совершить на земле великое дело. А бизнес – это совсем другое. Нувориши строят дома на песке, для чего вырубают лес и выгоняют белок. Говорят, что белки дикие, но они не дикие, они совершенные. С ними бы я говорил о своей музыке, а не с дрессированными людьми – мне ничего не хочется им говорить, мне только хочется в них плюнуть.

Олег Каравайчук. Concerto Grosso.
«Бомба-Питер»
Материал из номера:
Юбилейный номер
Люди:
Олег Каравайчук

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: