За чашкой чая с руководителем КВЦ «Донская казачья гвардия» Ириной Романовой
Что связывает казаков-телохранителей и ДГТУ? Редакция «РнД.Собака.ru» рассказывает о культурно-выставочном центре ДГТУ «Донская казачья гвардия». Не думайте, что вам придется ходить строем за экскурсоводом, который будет вести монотонный рассказ и запрещать трогать что-либо. Здесь гостей угостят и «кохфием с оселедцем», и огурцами с медом, и вкусным вареньем, а дети смогут исследовать содержимое старинного сундука и найти настоящие сокровища.
– Скажите, с чего начинается история вашего центра?
– Наш центр – это уникальный пример коллаборации власти, образования, культуры и туризма, – рассказывает Ирина Романова. – Мы очень молоды, нам неполных четыре года. Проект создан на основе частной коллекции ростовчанина Николая Новикова при поддержке правительства Ростовской области. Собирал он ее в течение двадцати девяти лет по всему миру и поначалу хранил в своей квартире. Все артефакты имеют отношение только к элитным гвардейским полкам. Куда бы ни обращался Новиков с просьбой о размещении коллекции – везде получал отказ. И только обратившись в ДГТУ, к Бесариону Чохоевичу Месхи, коллекционер и знаток казачьей истории получил помещение под свою экспозицию. Вуз своими силами сделал ремонт, сформировал штат, и вот уже четвертый год коллекция Новикова живет здесь. Мы не рассказываем про все донское казачество, только про его элиту, – подчеркивает Ирина Ивановна и тут же поясняет: – Я всегда говорю экскурсантам, что гвардейские полки – это аналог Президентского полка сегодня. Лучшие из лучших.
За непродолжительное время работы с экспозицией мы стали одним из лучших туристических объектов в городе Ростове и регионе – это не мое мнение, так утверждает Агентство по развитию туризма Ростовской области, отдел туризма департамента экономики города Ростова-на-Дону, а также известные ростовские турфирмы. К нам привозят участников информационных туров, когда знакомят их с достопримечательностями региона. У нас были гости более чем из пятидесяти стран мира, со всех пяти континентов. Для них подготовлены аудиогиды на четырех языках и буклеты на шести. Ни один человек не уходит от нас равнодушным!
– Почему такой успех?
– Здесь действительно особая атмосфера. У нас нет клиентов, а есть гости, которых мы всегда встречаем с донским гостеприимством. Наверное, мы единственный музей, где гости во время экскурсий могут сидеть на удобных стульях, а дети – лежать, если захотят. Можно трогать экспонаты и даже что-то примерить.
– Что вы можете предложить гостям, помимо экскурсии?
– Так как мы – подразделение университета, помимо работы с туристами, мы ведем лекции-экскурсии для школьников и студентов. На нашей базе проводятся конференции, исторические турниры, выставки картин, тематические вечера. Свои экскурсии мы сопровождаем дополненной реальностью, наш рабочий инструмент – планшет. Встав на определенные точки в зале, гости могут оказаться в кругу исторических персонажей.
По желанию гостей экскурсии сопровождаются выступлениями реконструкторов. Во время рассказа об определенных исторических периодах они выходят в форме и с оружием.
Еще мы можем предложить мастер-классы по казачьим танцам, по изготовлению магнита в виде полкового знака, кукол-оберегов и, конечно же, дегустацию.
– Это необычно для музея. Как родилась такая идея?
– В самом начале работы – а подобного опыта ни у кого не было – мы думали о том, какими должны быть экспозиции и экскурсии, чтобы привлекать больше людей. Нужна была какая-то изюминка. Решили действовать по вечной формуле «хлеба и зрелищ». И дело пошло само собой.
Я вспомнила, что у нас на Верхнем Дону распространена была раньше старинная казачья закуска – соленые или малосольные огурцы с медом, а в Ростове об этом мало кто знает.
Думаем дальше. А давайте сало! Оно символизирует сухой казачий паек. У меня дома очень старая бабушкина мясорубка, из тех, о которых говорят «стол развалится, а она будет жить». Мы солим сало сами, затем перекручиваем на этой мясорубке, добавляем туда черного перца, немного чеснока и делаем небольшие тосты на черном хлебе. Здесь мы, конечно, допускаем историческую неточность. На Дону ели только белый хлеб: «Мы, чай, не кацапы – черный хлеб исть!»
– Что насчет знаменитого «кохфия с оселедцем»?
– Наш историк Максим вспомнил, что на Дону кофе стали пить раньше, чем во всей России. Как вы знаете, казаки поначалу жили набегами на страны, лежащие южнее: Турцию, Грецию. Из своих «походов за зипунами» привозили лошадей, провизию, оружие, одежду, жен. И вот вместе с южными женами пришла на Дон традиция кофепития.
Кофе у нас на Нижнем Дону был дешевле чая, его можно было легко купить, ведь в Черкасске (ныне станица Старочеркасская) пересекались многие торговые пути. И в XVII-XVIII веках сложилась потрясающе красивая традиция – полуденный кохфий с оселедцем. Наши казачки пили кофе с малосольной селедкой. Мы решили повторить традицию – в этом помог университет. Посмотрите на эту красивую мраморную кофеварку, – заходит за стойку и указывает на массивное нечто.
– Ее сделали в ДГТУ, она очень тяжелая. На глазах гостей мы варим кофе в песке, сопровождая рассказом о забытой традиции. Подаем его в красивых кружечках – у нас только немецкий фарфор, никаких разовых стаканов! И конечно же, с селедкой. Такая гастрономическая пара: сладкий кофе и малосольная селедка на самом деле прекрасно сочетаются.
Еще для гостей мы готовим гастрономические сувениры. В чем особенность – эскиз рисунка на пряниках сделан собственником коллекции. А дарим их, доставая из старинного сундука, потому что в нем казак привозил после службы в Санкт-Петербурге подарки. У нас это целый ритуал!
Еще один сувенир – гвардейские кисеты. Мы сами их делаем: шьем, фасуем.
Когда мы встречаем большие группы и после экскурсии ведем в другой зал на дегустацию, то двери распахиваем под звуки свадебного марша. Почему свадебного? Удивительно, но эта мелодия была и полковым маршем Лейб-гвардии Казачьего полка. Во время угощения знакомим гостей с нашим диалектом. Или донским гутором. Я родилась в хуторе Дуленков Боковского района, и все мои родственники постоянно подсказывают мне замечательные старинные словечки. Вот, допустим: «Ой, ядва заболванело, я подойник схватила, да скорей на баз». Чаво я сказала?
Не ожидая такого вопроса, выжидающе смотрим на Ирину Ивановну.
– Заболванело – это рассвело! Или: «Чаво это ты, милая, расшулявилася нонче?» – это значит платочек неаккуратно покрыла, волосы выбились из-под него. Или: «Очунелся, милый?» Значит «выздоровел». Гостям очень нравится угадывать значения таких слов.
Это только часть нашего разговора с Ириной Ивановной. Но, безусловно, лучше самим увидеть, услышать и попробовать. Войти под звуки свадебного марша, окунуться в историю Лейб-гвардии Казачьего и Атаманского полков, заглянуть в старинный сундук, попробовать невероятные блюда и послушать рассказы Ирины Романовой.
Текст: Александра Скнарина
Фото: Информационная служба ДГТУ и архив КВЦ "Донская казачья гвардия"
Комментарии (0)