Редактор телевизионных программ на «Россия-1» и «Дон-ТР», создатель «Провинциального салона», автор документальных фильмов о Платове, Шолохове, Закруткине работает над съемками нового фильма об А.П. Чехове.
Кем вы хотели стать в детстве и кто привил вам любовь к искусству?
Я очень не люблю слова «привил», «воспитал». Ну кто любит прививки? Так же как никто не любит, когда его воспитывают. Мне ничего не навязывали. Самое большое влияние в юные годы на меня оказывали книги. Я и сегодня очень люблю читать. А в театр я хожу, сколько себя помню, лет с пяти.
Кем хотела стать в детстве? Конечно, как все девочки, я играла во врача и учителя. Когда я была классе в шестом, летом в лагере мне попалась одна книжка — про ребят, которые в войну были партизанами, а когда пришли наши, их обвинили в том, что они предатели. Через сколько-то лет журналист раскопал эту историю и вернул им доброе имя. И я поняла, что хочу заниматься журналистикой. Именно такой журналистикой. Не сенсациями, не звездами, а тем, что помогает не пропустить чего-то важного.
В 2014 году вы стали заслуженным работником культуры России. Тогда в интервью «Дон-ТР» вы сказали: «Я никогда не стала бы суетиться по поводу звания, это заслуга других». Что является для вас истинной наградой?
Я говорю не «я», а «коллектив», потому что на телевидении всегда работает команда, хотя, конечно, важна каждая личность. Я не человек карьеры. Мне интересно то, чем я занимаюсь. Когда ты делаешь работу для себя, думаешь: «Если мне интересно, найдется хоть один человек, который тоже заинтересуется». А потом вдруг — и другие.
Когда ты занимаешься чем-то и люди видят, что для тебя это действительно важно, они открывают тебе все двери. Награда — это когда ты приезжаешь в любой уголок, а тебя там принимают как профессионала и как своего. Недавно мы снимали подлинные письма Чехова для нашего фильма. Получить к ним доступ было достаточно сложно, но нам позволили: «Мы любим, когда вы приезжаете».
Сейчас вы заканчиваете съемки документального фильма об А.П. Чехове. Разве о нем еще не все рассказано?
Чехов — это космос. Он бескрайний, даже если о нем снимут тысячи фильмов. Наш фильм о Чехове — не биография. Он, я надеюсь, будет о том, как один человек (не президент, не миллионер, не депутат) навсегда изменил судьбу двух мест на карте России — острова Сахалин и города Таганрога.
Пожалуй, Антон Павлович бы не одобрил, если бы мы называли его гуманистом. Он вообще не любил привлекать внимание к своей персоне и, когда кому-то помогал, этого не афишировал. Он просто так жил. Для него было нормально отдавать. И мы хотим показать, что такое Человек и что он может сделать, если он настоящий.
Ваша любовь и восхищение Чеховым появились после прочтения какого-то произведения или позже, когда вы стали изучать его как личность?
В школе все проходили Чехова. Проходили и прошли. Мы многое повторяем из его книг, не отдавая себе отчета: «на деревню дедушке», «как бы чего не вышло», «этого не может быть, потому что не может быть никогда» и т.п. Самая большая опасность — это псевдознание. Я специально не изучала. Я, как и миллионы людей во всем мире, попала под обаяние этого гения. Шаг за шагом, день за днем. И еще поняла, что Чехов, вообще-то, кормилец Таганрога. Он задал направление для его развития своей потребностью создавать вокруг поле культуры. А когда я приехала на Сахалин, то увидела: в честь Чехова назван аэропорт, театр, музей, улицы, библиотеки, скверы… А он там пробыл всего-то три месяца! Но переписал по собственной воле 10 тысяч каторжников!
Теперь для меня это важно. И знаете, нам повезло жить здесь: так близко Чехов и Шолохов. И если к ним чуть-чуть прикоснуться, меняется взгляд на многие вещи.
Как вы относитесь к переезду? Молодежь стремится в Москву и Петербург. Нужно ли их удерживать и как привить любовь к родному городу?
Я вообще отношусь к любому перемещению философски. У каждого своя жизнь и свое направление, а переезд — это всего лишь география. Да, есть центры, в которых исторически накопилось культурное наследие. Можно в Петербурге или Москве жить как в самой дремучей провинции. А можно жить в центре Вселенной здесь. Шолохов жил в Вешках и пленил весь мир, а Чехов — в Таганроге, и весь мир знает Таганрог. Все зависит от твоего масштаба.
Во время пандемии люди смотрели онлайн-трансляции концертов и спектаклей и, как только появилась возможность, стали заполнять залы театров и филармоний. Не кажется ли вам, что люди начали больше обращать внимание на искусство?
Мне кажется, потребность в живом искусстве стала очевидна. Лично я вообще люблю слушать живую музыку. У нас в городе каждую субботу в филармонии проходят симфонические концерты. С появлением Валентина Урюпина они стали настоящим событием. Недавно была на концерте, исполнялась музыка итальянских композиторов, прежде не звучавшая в Ростове. Конечно, люди сидели через одного, но зал был полон!
Вечные истины всегда просты: новые технологии — всего лишь инструмент, еще одна возможность, а человеку нужен человек. Жизнь нам дана, чтобы удивляться, узнавать и обязательно восхищаться. А иначе зачем?
Важно знать: Любовь Александровна — заслуженный работник культуры РФ и деятель всероссийского музыкального общества, член Союза театральных деятелей России, лауреат всероссийских и международных теле- и кинофестивалей.
Текст: Александра Скнарина
Комментарии (0)