• Образ жизни
  • Путешествия
Путешествия

Поделиться:

Как меценат Дмитрий Разумов и сообщество «МИРА» превращают старинный Суздаль в центр современного искусства

Сообщество «МИРА» — сенсационный культурный и туристический проект в Суздале. Объединившись с бизнесменом Дмитрием Разумовым, проект обрел свой дом — только что открывшийся «МИРА центр» — концертный зал, выставочную площадку и магазин-кофейню, галерею молодого искусства «Ларец». В работе — девять новых объектов, в том числе два музея русского искусства.

Наш директор отдела моды и искусства Ксения Гощицкая отправилась в старинный город-заповедник на первую выставку «МИРА центра» — «Мечты о будущем», чтобы посмотреть концепты и макеты Суздаля будущего — и уже рыщет в поисках домика в окрестностях. Рассказываем, почему вам это тоже срочно нужно.

Основатель фестиваля «Человек МИРА» Андрей Попов, директор «МИРА центра» Евгения Казарновская, архитектор Антон Горленко и идеолог проектов «МИРА

Основатель фестиваля «Человек МИРА» Андрей Попов, директор «МИРА центра» Евгения Казарновская, архитектор Антон Горленко и идеолог проектов «МИРА» бизнесмен Дмитрий Разумов.

КАК И ЗАЧЕМ ВИЗИОНЕР И МЕЦЕНАТ ДМИТРИЙ РАЗУМОВ СОЗДАЛ СООБЩЕСТВО И СТРОИТ В СУЗДАЛЕ НОВЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР РОССИИ 

Суздаль в моей жизни случился совершенно случайно. Я впервые приехал сюда зимой 2016 года, заселился в какой-то довольно неатмосферный отель и отправился на прогулку по окрестностям с Ермолаем Солженицыным (сын писателя, бизнесмен. — Прим. ред.), к тому моменту уже местным жителем. И я сразу же уловил гений места: понял, что не только хочу здесь жить, но и должен сделать для города что-то полезное. На тот момент в Суздале уже сформировалось симпатичное комьюнити — Ермолай, Вадим Дымов (владелец мясных производств, ресторатор, основатель суздальской фабрики «Дымов Керамика», автор концептуальных бизнес-проектов. — Прим. ред.), Алексей Поляков (банкир. — Прим. ред.), все общались, ходили друг к другу в гости.

Вместо гостиницы «Медный двор» будет «МИРА музей» по проекту бюро Treivas, а на одной из главных улиц появится музей поэта и революционера Алексея Гастева.

Вместе с ними мы учредили АНО (автономную некоммерческую организацию. — Прим. ред.), начали заниматься грядущим тысячелетием Суздаля в 2024 году, вошли в разные комитеты, чтобы в благоустройстве был системный подход, а не лоскутно-кусочечный, как везде. Мы друг друга все время подстегиваем, получается такой эффект Тома Сойера: ты с энтузиазмом красишь забор, все смотрят — и тоже хотят его покрасить. В какой-то момент я понял, что именно здесь хочу разместить свою коллекцию русского искусства — от авангарда 1920–1930-х годов до современных художников. Стал искать место — и скоро мы начнем две масштабные стройки: вместо гостиницы «Медный двор» будет «МИРА музей» по проекту бюро Treivas, а на одной из главных улиц — Гастева — появится музей поэта и революционера Алексея Гастева, родившегося в Суздале, одного из авторов советского экономического чуда. Этот энтузиаст промышленной революции основал Центральный институт труда, фактически изобрел понятия и принципы тайм-менеджмента и эффективности.

Проект реконструкции Заполицкой ГЭС.

Проект реконструкции Заполицкой ГЭС.

В наших планах — девять объектов в Суздале и окрестностях. Разрушенная Заполицкая ГЭС станет культурно-туристическим центром и выставочным пространством. Проект уже готов, его на основе воркшопов с московскими архитекторами сделали датчанка Метте Ланге и бюро RakovskayaSuliman. Еще одна масштабная реконструкция — советский типовой телятник в Кидекше перестроят в «Львиный хлеб»: ферму и гостиницу. Над этим работает Анастасия Ефимова и команда отеля «Рихтер» с архитектором Артуром Макаровым.

Они же заняты проектом «Закрытый сад» по превращению трех чудом сохранившихся старых домов в камерные отели «Роза», «Мальва» и «Нимфа», настоящие объекты искусства, где продумано все — от ароматов до старинных медных дверных ручек и антикварной деревянной резьбы. Сложно назвать это гостиничным проектом, так глубоко и тонко идет Настя. Я бы сказал, что это творчество, созидание, одухотворение. Еще мы строим дом-коммунну со сценой для Сельского театра драмы и комедии в Фомихе, концепт придумала архитектор Ольга Бутрим, и маленькую арт-резиденцию в Кидекше, рядом с древнейшей белокаменной церковью Бориса и Глеба.

Интересным решением стала идея Андрея Бартенева превратить крышу в световое окно: традиционные бревенчатые стены и заливающий верхний свет — это прямо слом сознания.

Все, что мы восстанавливаем в Суздале, делается с такой же огромной любовью и вниманием к деталям, которые мы применили в нашем уже реализованном объекте — экспериментальной площадке «Ларец», старой избе на Слободской улице, которая неожиданно превратилась в небольшую галерею для молодого искусства. Сейчас в ней идет выставка калмыцкого художника Сюгира Булуктаева «Конь Тюльпан», ее куратор — Андрей Бартенев. Вместе с ним мы и придумали эту реконструкцию. Здесь много незаметной работы очень хороших суздальских мастеров, но самым интересным решением стала идея Андрея превратить крышу в световое окно: традиционные бревенчатые стены и заливающий верхний свет — это прямо слом сознания.

Меценат и идеолог проектов «МИРА» Дмитрий Разумов

Меценат и идеолог проектов «МИРА» Дмитрий Разумов

Реставрация — всегда сложно, особенно в Суздале, здесь почти все здания являются памятниками архитектуры, что означает согласования, инспекции, археологию. Бюрократически — в десять раз сложнее, финансово, даже на стадии проектирования, — в два раза, с точки зрения стройки — на пятьдесят процентов дороже. В «МИРА центре» мы очень внимательно относились к оставшемуся наследию, в нем можно увидеть три вида штукатурки: одна сохраняет слой XIX века, вторая — по кирпичу советской реставрации конца 1960-х, и третья — современная.

Еще мы построили стадион в Бруклине. Тогда я и поймал ощущение социального влияния своей работы. А потом начался Суздаль.

Строю я давно, наверное, у меня уже сформировалась насмотренность. Удивительным образом все началось не в Москве, а Нью-Йорке: мы сделали две довольно тонкие реставрации зданий XIX века. Старый кинотеатр превратили в музыкальную площадку Webster Hall на 3,5 тысячи человек, а небольшой дэнс-холл на полторы тысячи зрителей, который в 1970-х стал культовым рок-клубом, где выступали все — от Мадонны до Принца и «Металлики» — в клуб-студию, максимально сохранив все исторические детали. Еще мы построили стадион в Бруклине. Тогда я и поймал ощущение социального влияния своей работы. А потом начался Суздаль.

Основатели Инженерного театра «АХЕ» Максим Исаев и Павел Семченко на фестивале «Человек МИРА».

Основатели Инженерного театра «АХЕ» Максим Исаев и Павел Семченко на фестивале «Человек МИРА».

Главное слово, определяющее наш суздальский проект, — сообщество. Здесь подхватывается любой посыл: есть идея — делай. Для нас главное — это люди, мы созываем всех неравнодушных, придумываем для них интересное, и это вирусная штука: все начинают творить и сотрудничать. Я про себя могу сказать, что всю жизнь выстраивал на работе вертикальное управление, а здесь решил по-другому. Сейчас я осмысленно стараюсь строить горизонтальное, по-настоящему демократичное сообщество. Удивительно, насколько это непростая задача, ведь даже друзьям, разделяющим твои ценности, оказывается проблематично договариваться. У меня половина мирного времени уходит на то, чтобы со всеми пообщаться и урегулировать какие-то конфликты. Я немного даже подустал.

Он про изучение мира — внутреннего и внешнего, про принятие всего: конфессий, культур, идей. Я считаю, что у России и нашей культуры точно есть будущее: кого она только не переживала.

Что же мы хотим от общества и государства, если не можем между собой найти общий язык и решать вопросы без претензий, доброжелательно и в диалоге. Поэтому начинать нужно с себя. Собственно, в этом и состоит идея «МИРА центра». Он про изучение мира — внутреннего и внешнего, про принятие всего: конфессий, культур, идей. Я считаю, что у России и нашей культуры точно есть будущее: кого она только не переживала. Но мне кажется, это будущее стоит немного феминизировать. Меня все спрашивают, почему «МИРА центр»: да нипочему, просто красивое женское имя, которым мне хотелось уравновесить наше маскулинное государство.

Наш культурный центр появился потому, что нам стала нужна своя площадка.

Наш культурный центр появился потому, что нам стала нужна своя площадка. В 2018 году я присоединился к Андрею Попову и Жене Казарновской, команде фестиваля-лаборатории «Человек МИРА» и туристическому проекту «Река МИРА», и мы вместе сделали большую летнюю программу: перформанс «Симфония МИРА» с Русским музеем, спектакль-променад «Пробка МИРА» на ретромашинах с Новой Третьяковкой, запустили литературно-театральный поезд «Состав МИРА».

Потом провели зимний фестиваль: на площадке в Кремле, в ресторане ГТК и в здании администрации, но договариваться сложно: нас отовсюду шпыняли и гоняли, хотя в спонтанных локациях и было много живости, прелести и энергии.

Фестиваль «Человек МИРА».

Фестиваль «Человек МИРА».

Я параллельно искал место для музея и увидел, что продается ресторан «Погребок». Между прочим, очень хорошее название, я только-только начал от него отучиваться. Недавно к нам зашли люди и спросили: «Что вы здесь натворили? А где этот богоугодный ресторан “Погребок”?» Для музея он маловат, а вот для концертного зала, кстати, доступного для маломобильных людей, в самый раз. Моей идеей была абсолютная маниакальная симметричность, чтобы звук распределялся для всех одинаково, что символически связано идеей комьюнити. Специально под концепцию мы приобрели роскошный рояль Steinway 1906 года, музыканты приезжают для того, чтобы просто на нем поиграть. Скоро здесь появятся звукозаписывающая студия и, надеюсь, наш музыкальный лейбл.

Перформанс «Тайная вечеря» на «Человеке МИРА», 2021

Перформанс «Тайная вечеря» на «Человеке МИРА», 2021

КАК УСТРОЕНЫ ЛАБОРАТОРИЯ И ИММЕРСИВНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЧЕЛОВЕК МИРА», РАССКАЗЫВАЕТ ИХ СОЗДАТЕЛЬ АНДРЕЙ ПОПОВ

Нашу первую творческую лабораторию «Человек МИРА» в Суздале мы провели двенадцать лет назад — за это время здесь побывали сотни художников, музыкантов, актеров. К нам на летнюю практику приезжают студенты МХАТа, постоянно участвуют режиссер Юрий Квятковский, Инженерный театр «АХЕ». Каждый год в первую неделю августа участники работают над проектами на определенную тему, а затем сутки идет фестивальный показ. Тема лаборатории этого лета — «День бытия», так называлось сочинение для чтеца, хора и симфонического оркестра, которое задумал Александр Скрябин, а написал Иван Вышнеградский. Мы хотим сделать перформанс с оркестром и хором в сто пятьдесят человек, но без дирижера, как символ перехода из вертикальных отношений в горизонтальные. Будет затронута тема человека аграрного, индустриального и цифрового.

Все когда-то началось в моей мастерской в селе Улово, которая превратилась в лабораторию и стала расширяться: мы провели мероприятия в Москве, Петербурге, путешествовали по России на машинах и поездах. Появились проекты «Лавка МИРА» — когда люди расписывают деревянные лавки, «Пробка МИРА» — спектакль-променад на ретроавтомобилях.

Я как садовник ухаживаю за своим миром, и все начинает расти. И это подтверждает, что ты — часть огромной божественной силы, поэтому все взаимосвязано, едино и помогает тебе.

С открытием «МИРА Центра» мы обрели дом — все эти годы я все время согласовывал с местной администрацией площадки, что всегда очень сложно: как объяснить, что какие-то люди полуголые в полях делают на семидневной лаборатории. То, чем мы занимаемся, — это образование себя и сообщества. И сообщество становится градообразующим элементом, ведь подобное притягивает подобное. Мы стали грибницей, которая все время разрастается и что-то производит. А я — проявитель: энергия, которая активирует события. Вот я взял с утра лавки, привез их во двор, раздал всем краски — и настроил пространство.

Андрей Попов и Евгения Казарновская — идеологи фестиваля «Человек МИРА» и «МИРА центра»

Андрей Попов и Евгения Казарновская — идеологи фестиваля «Человек МИРА» и «МИРА центра»

Каждый занимается своим делом, все равны, и нет начальников. И мы все время расширяемся, может быть, спустя сто лет, благодаря тому, что мы построили культурный центр, окажется, что мы живем в другом мире. Я верю, что все изменить может простая лавка.

Мы строим наследие. Рядом с нами находится храм Иоанна Предтечи — настоятель взял и убрал между нами забор, так у нас во дворе появился храм, а на месте забора мы посадили цветы. Наша открытость открывает других людей. Я как садовник ухаживаю за своим миром, и все начинает расти. Я не борюсь, чтобы забор убрали, он сам убирается. И это подтверждает, что ты — часть огромной божественной силы, поэтому все взаимосвязано, едино и помогает тебе.

Хореограф Владимир Варнава в музыкальнопластическом этюде «Превью» с site-specific объектом «Подсолнух» индийского художника Субота Керкара

Хореограф Владимир Варнава в музыкальнопластическом этюде «Превью» с site-specific объектом «Подсолнух» индийского художника Субота Керкара (фестиваль «Человек МИРА»)

Знак мира — три перекрещивающиеся линии: синяя — река, зеленая — земля, красная — дух. «Человек Мира» — это человек понимающий и отдающий, ведь любовь — когда ты отдаешь, а не забираешь. «Я люблю — это мое», — так не работает. «Я люблю — я готов поделиться», — вот это наша вибрация. Может, завтрашнего дня не случится, так зачем экономить на том, что у тебя есть? Когда ты сознательно делишься ресурсом и ценишь это, то люди это замечают и тоже хотят что-то вложить. Так человек становится человеком.

У нас все живое — музыка, люди, эмоции. Это так красиво и так просто! Чтобы стать частью сообщества, нужно просто настроиться на нашу вибрацию: «У вас так здорово, можно я буду с вами дружить?» Все решает открытость и желание участвовать. Мы просто играем как дети, и неважно, кто во что одет и на чем он ездит. Пришел в одном состоянии, порисовал, помог кому-то, попел, потанцевал — и изменился. Принцип нашей игры в том, что каждый — участник, а не наблюдатель. Мы формируем такое пространство, где человек может расслабиться, раскрыться, сконцентрироваться и расшириться

Перформанс «Женский ритуал», «Человек МИРА», 2021

Перформанс «Женский ритуал», «Человек МИРА», 2021

ДИРЕКТОР «МИРА ЦЕНТРА» ЕВГЕНИЯ КАЗАРНОВСКАЯ О ТОМ, КАК ПРОЕКТ РАЗВИВАЕТ ЛОКАЛЬНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ

Арт-резиденция — принцип нашей с Андреем жизни (Андрей Попов и Евгения Казарновская отпраздновали свадьбу на прошлогоднем фестивале «Человек МИРА». — Прим. ред.). Наш дом в Улово — такой музей 1970-х, утопающий в наследии быта советского времени: мозаике, текстиле, кирпичах и самых разнообразных предметах, которые всю жизнь собирает мой муж. Главное, что здесь случается — новые связи и коллаборации, которые все время дают плоды: выставки, спектакли, перформансы, идеи. В принципе, это наша главная цель — создавать пространство творчества и абсолютного принятия. Ведь когда ты относишься к человеку как к творцу, он этим осеменяется и начинает расцветать.

Через творчество точки соприкосновения находят все: и банкиры, и художники, и дети, и взрослые.

Через творчество точки соприкосновения находят все: и банкиры, и художники, и дети, и взрослые. У нас тут вообще все закручивается, складывается, сходится. Несколько лет назад я придумала сервис «Река МИРА» — можно арендовать лодку и отправиться в путешествие по реке Нерль с корзиной фермерских продуктов. Мы хотим развить местную инфраструктуру самыми разными креативными туристическими маршрутами. Летом — на лодках, сапах и велосипедах, зимой — на лыжах. «Река МИРА» соединила архитекторов, урбанистов, социологов, историков, археологов, кураторов и художников, чтобы создать возможности для доступного, вдохновляющего и созерцательного отдыха и узнать регион по-новому.

Перформанс «Лабиринт» художницы Насти Безруковой при участии студентов школыстудии МХАТ мастерской Дмитрия Брусникина

Перформанс «Лабиринт» художницы Насти Безруковой при участии студентов школыстудии МХАТ мастерской Дмитрия Брусникина

Я вижу, как наши качественные истории меняют локальную среду на всех уровнях, раньше здесь проходили грустнейшие городские мероприятия, а недавно состоялся фольклорный фестиваль с настоящими жемчужинами жанра, или с «Музыкальной экспедицией» выступал виолончелист Борис Андрианов — у него такой передвижнический концепт, он возит свою программу с отличными музыкантами по областям и совсем маленьким глухим местам. Борис забежал к нам в центр и был так впечатлен, что весь следующий день провел у нас, репетируя. Мы подтянули к нам в комьюнити творческих ребят из Владимира — им с нами хорошо.

Еще одна важнейшая часть нашего сообщества — Сельский театр в Фомихе под художественным руководством Дмитрия Мышкина.

Еще одна важнейшая часть нашего сообщества — Сельский театр в Фомихе под художественным руководством Дмитрия Мышкина. Я его просто обожаю: ребята живут все лето коммуной, сами придумывают постановки, сами снимают к ним тизеры, шьют костюмы, готовят декорации, пишут музыку и сценарии. Они — настоящий пример стойкости, выживания, ответственности и воображения. К тому же, они глубоко копают: их перформансы — всегда что-то незабываемое. Например, вечерний иммерсивный тайный маршрут «Пропрасуздаль», «Протокол присутствия» о личной и коллективной памяти, или «Дневник колобка» — спектакль на стыке театрального искусства и инженерной мысли режиссера Яны Туминой и художника Павла Семченко.

Иммерсивный спектакльприключение «По грибы» по пьесе Натальи Зайцевой Сельского театра в Фомихе

Иммерсивный спектакльприключение «По грибы» по пьесе Натальи Зайцевой Сельского театра в Фомихе

АРХИТЕКТОР АНТОН ГОРЛЕНКО РАССКАЗЫВАЕТ, КАК РЕКОНСТРУИРОВАЛ ЗДАНИЕ 1818 ГОДА В «МИРА ЦЕНТР»

Пространство «МИРА центр» появилось на месте культового суздальского ресторана «Погребок»: в 1959 году в здании XIX века провели небанальную и деликатную реставрацию и получился очень романтичный белоснежный модернистский проект в духе нового реализма, его рекламный плакат изображал молодых курящих людей с бородами весьма литераторского вида. В то время петербургский реставратор Ольга Гавриловна Гусева во многом перепридумала дом и стилизовала его под ленинградский классицизм, назвав это «атмосферой пушкинского времени», что, в общем-то, укладывается в историческую канву — это здание торговых палат было построено в 1818 году.

В 1960-х в СССР разрабатывали «Золотое кольцо» — многие старые здания в них превращали в гостиницы и рестораны.

В 1960-х в СССР разрабатывали «Золотое кольцо» — туристический маршрут по древним городам и центрам народных ремесел: многие старые здания в них превращали в гостиницы и рестораны. Во владимирской газете тогда даже вышла статья «Ресторация или реставрация?». Главный фасад «МИРА центра» — объект особенного внимания комитета по охране памятников — остался без изменений. Правда, комитет хотел, чтобы мы вернули слуховые окна, и я боялся, что страшного воссоздания будет не избежать, но в итоге мы договорились сделать традиционный потолок с щелями, чтобы вентилировать чердак.

Актриса Варвара Шмыкова и фольклорный ансамбль «Комонь» (иммерсивное путешествие друзей дома Gucci в Суздаль, июль 2020)

Актриса Варвара Шмыкова и фольклорный ансамбль «Комонь» (иммерсивное путешествие друзей дома Gucci в Суздаль, июль 2020)

Основной зал — бывшая громадная кухня, которую мы застали в довольно чудовищном состоянии. Ресторан уже прекратил свое существование, здесь на страшных плитах варили медовуху, а белоснежные стены были закрашены росписями с матрешками. Представить себе на этом месте концертный зал было сложно, но интересно. Сначала мы все вычистили, отмыли и убрали перегородки — открылась симметрия пространства. Потом выбрали основным белый — цвет мира. Из новых материалов внутри мы использовали бетон.

В концертном зале нам было важно сделать «демократическую рассадку», поскольку речь идет про сообщество

Самую странную вещь сказал мой друг, потрясающий столяр, который делал нам двери. Он посмотрел на вход в «МИРА центр» и заметил: «Какой порог! Такого нет нигде, даже в Сочи». Для меня до сих пор загадка, почему в его иерархии Сочи оказался неким камертоном, но фразу я запомнил.

В концертном зале нам было важно сделать «демократическую рассадку», поскольку речь идет про сообщество, про объединяющие мероприятия. Мы придумали длинные продольные диваны — нечто среднее между церковной скамьей и театральным креслом, причем максимально тщательно искали самый удобный наклон спинки, чтобы было комфортно высидеть концерт любой продолжительности. Пока вестибюль и магазин в процессе настройки, каждый день доезжает что-то из объектов. Вот только что установили стеллажи из ольхи и фанеры.

Вечерний спектакль на «Человеке МИРА» в 2020 году «Пи versus Фи», где вращался КОЛЕСОГОНЬ двенадцатиметрового диаметра. Авторы: театр «АХЕ», хореограф

Вечерний спектакль на «Человеке МИРА» в 2020 году «Пи versus Фи», где вращался КОЛЕСОГОНЬ двенадцатиметрового диаметра. Авторы: театр «АХЕ», хореограф Владимир Варнава, видеохудожник Олег Михайлов, музыканты Владимир Волков и Григорий Шмидко, фольклорный ансамбль «Комонь»

ДИРЕКТОР МУЗЕЙНЫХ ПРОЕКТОВ МАРИНА РАЗГОН: КАК БУДУТ УСТРОЕНЫ «МИРА МУЗЕЙ» И МУЗЕЙ ГАСТЕВА

Мы строим в Суздале два новых музея. В «МИРА музее» разместится частная коллекция Дмитрия Разумова — в ней работы русских художников от авангарда до сегодняшнего дня: книги, плакаты, графика, живопись, эскизы, фотографии, театральные афиши. Родченко, Малевич, Чернихов, Новиков, Пивоваров — бешеный микс. Куратор коллекции — Андрей Бартенев, он по крупицам находит для нее предметы на аукционах по всему миру. Настоящий кладезь тем: тело, утопия, шрифт, портрет, треугольник, цирк. Сначала кажется, что коллекция хаотична, но у нее есть очень четкие внутренние связи — как облако, откуда ты можешь доставать все, что хочешь.

Мы начали выкладывать работы онлайн, чтобы коллекция была в доступе в удобном виртуальном формате не только для художников или кураторов, но и для всех, кому интересны визуальные искусства. Не хочется чахнуть, как Кощей, над этим богатством, что к сожалению, часто происходит с частными собраниями. В Москве в здании Мельникова у Ново-Сухаревского рынка строится филиал музея, но центр его будет в Суздале. То есть это будет не проект «столичные привезли искусство в провинцию», а полноценное место силы.

Второй музей посвящен визионеру начала ХХ века, создателю «социальной инженерии» и теоретику научной организации труда Алексею Гастеву.

Второй музей посвящен визионеру начала ХХ века, создателю «социальной инженерии» и теоретику научной организации труда Алексею Гастеву. Проект — довольно авангардную интерпретацию суздальской избы в стиле модернизма — сделал архитектор Николай Лызлов. Мы собираем материалы про Гастева, и получается довольно полный рассказ о его жизни: традициях, утопических идеях, ссылках, встречах с художниками, поэтами, архитекторами. Он везде устраивал чайные — так как его записей очень мало, по газетным заметкам, что где-то появилась новая чайная, отслеживали его перемещения по миру. В честь него в «МИРА музее» устроена секретная чайная для обсуждения идей.

Перформанс «Церемония Гали и Луи» художницы Гали Солодовниковой и композитора Луи Лебе на «Человеке МИРА».

Перформанс «Церемония Гали и Луи» художницы Гали Солодовниковой и композитора Луи Лебе на «Человеке МИРА».

Следующий этап — согласование архитектуры, но по градостроительному кодексу все соблюдено — скатная крыша, не более 200 метров застройки, дерево. Это наследие политики по сохранению Суздаля, принятой в 1960-е — очень строгие регламентные ограничения и запрет на новое строительство в центре. Были большие разногласия с петербургской реставрационной школой, чьи специалисты считали, что Суздаль превращают в древнерусский Диснейленд, переделывая, а не сохраняя объекты, критиковали за стилизацию под старину, но тем не менее, это помогло спасти город от хаотичной застройки. Но мы думаем над тем, как сделать так, чтобы чуткое и внимательное отношение к наследию было современным. И дом Гастева — наш эксперимент.

В системе нет ничего страшного: посмотри градостроительный кодекс, подготовься, разберись в терминах и веди нормальный диалог на понятном обеим сторонам языке.

Мне приходится много общаться с самыми разными комитетами, и я могу сказать, что почти везде нахожу прекрасных собеседников. Да, они существуют в рамках жесткой системы, но договориться можно всегда. В системе нет ничего страшного: посмотри градостроительный кодекс, подготовься, разберись в терминах и веди нормальный диалог на понятном обеим сторонам языке, а не как часто бывает: «Мы японские архитекторы, приехали научить вас жизни, а вы ничего не знаете, вы дураки», — конечно, так ничего и не получится. Нужно не в позу вставать, а спокойно объяснить, влюбить в свой проект. И тогда комиссия скажет: «Наконец-то у нас появится музей Гастева!».

Наверное, самая мощная сила нашей команды в том, что мы стараемся друг друга услышать, хотя это бывает непросто. Наш идеолог Дмитрий Разумов создал вокруг себя комьюнити безо всякой иерархии, и мне кажется, сейчас это самая жизнеспособная модель, в отличие от организации, где сняли директора — и все развалилось. Нам бы хотелось, чтобы вокруг коллекции была жизнь, встречи, проекты, образовательные программы, чтобы местные жители потом приходили к нам в штат, а не уезжали из Суздаля. Сейчас с этим огромная проблема, поэтому мы бы хотели создать в будущем новые рабочие места.


Текст: Ксения Гощицкая

Фото: Лиза Медунецкая

Следить за событиями сообщества: myra.ru

Материал из номера:
Июль
Люди:
Дмитрий Разумов

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: